Скорей печали, нежели венец,
Посредством знанья обретет мудрец.
Недаром с завистью порой глядит он,
Как радостен в неведеньи глупец.
Скорей печали, нежели венец,
Посредством знанья обретет мудрец.
Недаром с завистью порой глядит он,
Как радостен в неведеньи глупец.
Считает лишь дурак или злодей,
Что горе совершенствует людей.
Такое мненье сходно с заблужденьем,
Что старый нож от ржавчины острей,
Что от дождей в ненастный день осенний
Вода в потоке чище и светлей.
– Умный человек – это тот человек, который сознает несовершенство, незаконченность своих знаний, стремится их пополнять и в этом преуспевает… Вы со мной согласны?
– Нет.
– А в чём дело?
– Ваше определение не функционально. Любой дурак, пользуясь этим определением, может полагать себя умным. Особенно, если окружающие поддерживают его в этом мнении.
Бывает, книг премудрость многотрудных
Не награждает мудростью немудрых.
И те, что от рождения умны,
Бывают тем не менее темны.
Но все из нас награждены стараньем
Скреплять союз меж мудростью и знаньем.
Но если ум — душа, а знанье — тело,
То воедино слить их — наше дело.
Таскать верблюду вьюки суждено,
Что он несет, ему не все ль равно.
Не уподобься глупому верблюду,
Он тащит, может, золото повсюду.
Но это для него всего лишь кладь,
Которой можно спину в кровь содрать.
Образование — то, что мудрому открывает, а от глупого скрывает недостаточность его знаний.
Как бы зависть, злоба, скука, лесть
Ни судили нас, ни притесняли,
Все ж в несовершенном мире есть
То, что оградит нас от печали.
Над миром глупость властвует, и это
Для всех столетий общая примета.
С ней не воюет ни один закон,
Хоть в рубище, хоть в шелк она одета.
Но в мир, где правит глупость, как судью,
Бог посылает иногда поэта.
Не только для того, чтобы он пел,
Как птица на ветвях в разгаре лета,
Но чтобы в царстве глупости и тьмы
Он был носителем ума и света.
— Как жить, чтоб не творить неправых дел,
Чтоб никому не приносить печали?
— Так поступай всегда, как ты б хотел,
Чтобы с тобой другие поступали.