Игорь Кон. Клубничка на берёзке. Сексуальная культура в России

Во многих произведениях советской литературы романтическая первая любовь, с характерной для нее рассогласованностью чувственного и нежного влечения, возводится во всеобщую норму. Герои культового фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром» все время друг от друга отказываются.

«Они ведут себя так, словно заранее уверены в неудаче. Любимая любовь русских — несчастная. В ход идут малейшие зацепки — друзья-подруги, женихи-невесты, летят за окно фотографии и билеты... Но в том и состоит цель их любовной игры, чтобы в секс не ввязаться, избежать его. Оба они боятся осложнить собственную, пусть не совсем счастливую, но стабильную жизнь. В этих поведенческих установках коренится причина их одиночества. Больше всего они страшатся взять на себя ответственность за другого человека... Милые, симпатичные люди Надя и Женя законсервированы в состоянии детского аутизма. Может ли самостоятельный человек позволить несчастному роману длиться десять лет?  — такие подвиги под силу лишь тем, кто из всех чувств предпочитает безграничную эгоистическую жалость к самому себе. Доступные и понятные им отношения — любовь ребенка к родителю, оба героя «живут с мамой». Такая любовь требует не сексуального партнера, но воспитателя, который будет кашей кормить и нос утирать,  — не близости, а беседы, наставления» (Лунина, 1993).

«В самом деле — строитель коммунизма, и вдруг — трахаться? Соски, волоски? Какие-то судорожные движения, запахи, какая-то уж совершенно неуместная сперма? И точно также: возможно ли русскому интеллигенту в живого человека х... м тыкать?» (Лустич, 1994).

0.00

Другие цитаты по теме

У ювелиров просто шестое чувство, когда речь идет о любви.

Я влюблён в тебя не больше, чем ты в меня, и не дай Бог, полюбить тебя, детка!

Выясняется, что жена всё время лгала — на самом деле она бросила Гарри ради любовника-юриста.

— Измена супругов — это лишь следствие, это симптом общего неблагополучия, — возражает Джесс.

«Нда? — язвительно тянет Гарри; тем временем гул болельщиков нарастает. — Этот симптом имеет мою жену».

— Боже мой, первая любовь — это чудесно!

— Ах, Клаки, он ведь должен догадаться, что я люблю его!

— Ну, конечно, моя дорогая! Поверь мне, не за горами тот день, когда твой дядя, король Ричард, получит в зятья разбойника!

— Ах, Клаки! Но когда? Когда?

— Терпение, дорогуша, терпение. Помни, разлука заставляет сердце любить сильней!

Ты будешь дурой, коли мне уступишь:

Так восхищенья моего не купишь.

Мы от неведомого ждем чудес,

Отведавши — теряем интерес.

Вблизи ты женщина, на расстоянье -

Богиня, облачённая в сиянье.

В моих мечтах ты ярче заблистала,

Чем от природы женщине пристало,

И коль мечта мне заменила явь -

Её осуществленьем не бесславь!

Ты так во мне сладка, что поощренья

Не больше жажду я, чем мёд — варенья.

Что красота? Природы ловкий трюк:

Как дети на жонглера, ставши в круг,

Так на неё глазеем мы часами,

А после на себя дивимся сами.

Любовь, как сокол, бьёт добычу влёт,

А не отнимешь — вмиг её сожрёт:

Надежды похватав, как воробьишек,

Она с костями выблюет излишек.

Любовь — пчела: сбирает свой запас,

Кружит, жужжит, но жалит только раз.

— Дом, семья, любовь...

— Мужчины всегда говорят о любви, когда им это выгодно, а когда нет — она обуза для них.

Любовь — это попытка мужчины удовлетвориться одной-единственной женщиной.

Я встретил эти ноги

Весенним ясным днем.

И всё теперь не мило,

И всё горит огнем.

Они меня преследуют во сне и наяву,

Ах, боже, что мне делать?

Ах, скоро я умру!

Чтоб любить эти ноги,

Нужен белый кадиллак.

Чтоб любить эти ноги,

Нужен смокинг или фрак.

Чтоб любить эти ноги,

Нужен банковский счёт,

Чтоб любить эти ноги,

Нужен точный расчёт -

Трезвый, холодный расчёт.

Душа у русских, как известно, широка и глубока, поэтому, когда она изливается, затопляет все живое и неживое.

Встречается такая любовь, что лучше ее сразу заменить расстрелом.