Фёдор Михайлович Достоевский. Сон смешного человека

Другие цитаты по теме

Но ощущение любви этих невинных и прекрасных людей осталось во мне навеки, и я чувствую, что их любовь изливается на меня и теперь оттуда. Я видел их сам, их: познал и убедился, я любил их, я страдал за них потом.

... мир теперь как бы для меня одного и сделан: застрелюсь я, и мира не будет, по крайней мере для меня.

«Сознание жизни выше жизни, знание законов счастья – выше счастья» – вот с чем бороться надо! И буду. Если только все захотят, то сейчас все устроится.

Зато стали появляться люди, которые начали придумывать: как бы всем вновь так соединиться, чтобы каждому, не переставая любить себя больше всех, в то же время не мешать никому другому, и жить таким образом всем вместе как бы и в согласном обществе. Целые войны поднялись из-за этой идеи.

А между тем ведь все идут к одному и тому же, по крайней мере, все стремятся к одному и тому же, от мудреца до последнего разбойника, только разными дорогами.

Это как-то само собою в сердце делается, безо всякого предварительного расчёта; но такая любовь, сильная к слабому, бывает иногда несравненно сильнее и мучительнее, чем любовь равных характеров, потому что невольно берёшь на себя ответственность за своего слабого друга.

Любовь должна быть умной. Она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющаю во всем своего ребёнка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией привёл к нацизму, слепой восторг перед Италией — к фашизму.

Любовь замужней женщины – это великая вещь. Женатым мужчинам такое и не снилось.

Почему все люди сразу не могут стать счастливыми? Почему все люди сразу не могут найти любовь?

Любовь — это дар небес, который требует, чтобы его лелеяли самые совершенные души и самое прекрасное воображение. Пылкие наслаждения усыпляются браком, дар небес утрачивается под влиянием грубого и безвкусного разврата, а выгода превращает этот дар в товар.