Вечность — это океан, в который впадает река Времени.
Ходжа Насреддин
— Это уже двенадцатая могила Ходжи Насреддина, которую находят ученые.
— Не много ли могил для одного человека?
— Где-то есть могила Ходжи Насреддина. Но таких могил насчитывается уже десять. Мы производили раскопки — восемь из них оказались пусты.
— Наверное, покойнику удалось бежать.
Малого не хватает людям на земле, чтобы достичь благоденствия — доверия друг к другу, но эта наука недоступна для низменных душ, закон которых — своекорыстие.
Я человек простой, мой вопрос может показаться глупым. Но скажите — какая польза людям от вашего ученого спора?
Среди нас живут еще эмиры и халифы. Среди нас живут и Чингисханы. Но не только они. Быть может, твой сосед — Омар Хайям, а он даже не подозревает, как он велик.
— Что такое религиозная культура?
— Сначала человек думает, что Бог это то, что он о Нем думает, и соответственно Ему поклоняется, и это называется идолопоклонством.
Потом человек разочаровывается в придуманном им Боге, и это называется атеизмом.
Потом человек начинает чувствовать Бога в себе, но не в состоянии о Нем думать это называется стихийной верой.
Потом человек чувствует, что его Бог помогает ему думать, и не мешает Ему это называется религиозным чувством.
И наконец, Бог поселяется в душе человека как в родном доме, и это называется религиозным опытом.
Я — Ходжа Насреддин. А вы ищете его могилу. Зачем? Ищи его среди живых и ты найдешь. Не бойся тогда сказать людям: «Это — Ходжа Насреддин, а вот — ишак, его вечный спутник».
Сначала человек познает внешний мир, и это называется наукой.
Затем он пытается понять самого себя, и это называется психологией.
Затем он обнаруживает, что внешний мир познан им как-то не так, и это называется экзистенциальным кризисом.
Выйдя из него, человек обнаруживает, что внутри него появился Бог и начинает
Его исследовать, и это называется самопознанием.
Изучив внутреннего Бога, человек обнаруживает, что внешний мир полностью перешел вовнутрь, и это называется просветлением.