Александр Иванович Герцен

Слово эгоизм, как и слово любовь слишком общи: может быть гнусная любовь, может быть высокий эгоизм. Эгоизм развитого, мыслящего человека благороден, он-то и есть его любовь к науке, к искусству, к ближнему, к широкой жизни, к независимости; любовь ограниченного дикаря, даже любовь Отелло — высший эгоизм.

Я вижу слишком много освободителей, я не вижу свободных людей.

Юность, где только она не иссякла от нравственного растления мещанством, всегда непрактична. Быть непрактичным — далеко не значит быть во лжи; все, обращенное к будущему, имеет непременно долю идеализма. Иная восторженность лучше всяких нравоучений хранит от падений.

Личности мало прав, ей надобно обеспечение и воспитание, чтобы воспользоваться ими.

Прогресс — неотъемлемое свойство сознательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью.

В мещанине личность прячется или не выступает, потому что она не главное: главное — товар, вещь, главное — собственность.

Нельзя людей освобождать от наружной жизни больше, чем они освобождены внутри. Как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы.

Первая любовь потому так благоуханна, что она забывает различие полов, что она — страстная дружба.

Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела.

Справедливость в человеке, не увлеченном страстью, ничего не значит, довольно безличное свойство лица.