Андре Моруа. Лелия или жизнь Жорж Санд

По-моему, один из супругов должен совершенно отречься от себя, пожертвовать не только своей волей, но и своими мнениями; должен смотреть на все глазами другого, любить все, что любит другой, и т. д… Какая мука, какая горькая жизнь, если соединяются с тем, кого ненавидят!.. Но зато какой неисчерпаемый источник счастья, когда покоряешься тому, кого любишь. Каждое самоотречение — новая радость; приносишь в одно и то же время жертву богу и супружеской любви, выполняешь долг и получаешь счастье… Но как нужно любить мужа, чтобы понять это, и делать все, чтобы медовый месяц никогда не кончался. До того, как я соединилась с Казимиром, у меня, как и у тебя, было весьма печальное представление о браке, и если я его изменила, то только в отношении своего замужества…

0.00

Другие цитаты по теме

Самое трудное в браке — уметь перейти от любви к дружбе, не жертвуя при этом любовью.

В молитве сначала дается плод, а потом требуется труд. По человеческому рассуждению, здесь нарушена очередность процесса. Ведь в обычной жизни сначала — труд, а потом — плод. А тут сначала плод съел, затем уже нужен бесплодный, сухой труд в надежде на получение будущего плода. Это — Божественная вещь.

В псалме, который поётся на венчании, есть такие слова: «Труды плодов своих снеси: блажен еси, и добро тебе будет». Съешь не плоды трудов, а труды плодов. Другими словами, плод даётся заранее, а потом будут труды, и ты насытишься «трудами плодов». И это не ошибка, и не игра слов, как думали многие переводчики. Действительно, плоды даются перед трудами. Когда люди в брак вступают, то сначала они съедают сладкое, а только потом — горькое. Что это? Может быть, всю жизнь отрабатываются те быстро съеденные сладкие плоды? Нет. Это другое — так супруги готовятся к дарам будущим. В начале брака дается близость и радость, а потом начинаются труды — рожать, работать, воспитывать, терпеть, болеть, скорбеть. В конце же супругов ожидают подлинные плоды, гораздо бóльшие первых.

Вступайте в брак с мужчиной (или женщиной), взгляды которого на важнейшие проблемы жизни пусть и не до конца, но совпадают с вашими. В противном случае вас подстерегает несовместимость.

– То есть вы хотите сказать, Фаина Георгиевна, что Н. и Р. живут как муж и жена?

– Нет. Гораздо лучше.

Если моя наружность и возраст внушают вам недоверие к моим словам, постарайтесь преодолеть его, как я преодолела самолюбие, говоря вам об этом. Я необычайно восприимчива к чувству дружбы и отдаюсь ей всецело; там, где это мне кажется необходимым, я ставлю границы и всегда помню о них; но я боюсь того, из-за кого я потеряю голову, и стану все время сомневаться, не сделала ли я слишком много для него или слишком мало… Я всегда была окружена людьми гораздо старше меня и как-то незаметно приспособилась к их возрасту. Я недолго была молодой, быть может, я от этого проигрываю, но зато я более рассудительна…

Семейная жизнь — это умение делить свое время на привычки другого человека.

Достойным казался мне этот человек и созревшим для смысла земли; но когда я увидел его жену, земля показалась мне домом для умалишённых.

— Да брось ты. Они же, небось, женаты лет пятьдесят. Говорильня началась ещё до свадьбы, а после медового месяца уже не прекращалась.

— Но они же не слушают!

— Ну и что? Зато по очереди. Сначала его очередь не слушать, потом её.

Ваша любовь к жене и любовь жены к мужу почти всегда два животных угадывают друг друга.