Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: По мнению некоторых, учение о перевоплощении разрушает семейные связи, возводя их за пределы настоящего существования.

Ответ: Оно расширяет их, а не разрушает. Оно увеличивает обязанности братства, потому что в вашем соседе или в вашем слуге заключается, может быть, дух, который был некогда связан с вами кровными узами.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Есть люди, которые из того факта, что животные в конце концов оставляют своих детёнышей, делают вывод, будто у человека семейные узы суть не более чем результат общественных нравов, а не закона природы. Что мы должны об этом думать?

Ответ: У человека иная судьба, чем у животных. К чему, стало быть, всё время желать уподобить его им?! У него, помимо физических потребностей, есть ещё иное свойство: это необходимость прогресса. Для прогресса необходимы общественные связи, а семейные узы укрепляют эти связи. Вот почему для человека семейные узы — закон природы. Бог пожелал, чтобы люди научились в них братской любви друг к другу.

Вопрос: Человек во время новых своих существований может ли стать ниже, чем он был?

Ответ: Относительно общественного положения — да, а как дух — нет.

Вопрос: Душа добродетельного человека может ли в новом воплощении одушевлять тело злодея?

Ответ: Нет, потому что она не может ухудшиться.

Вопрос: Так как духи не могут улучшаться иначе, как претерпевая превратности телесного существования, то не следует ли из этого, что материальная жизнь есть некоторого рода испытание или чистилище, через которое должны пройти существа духовного мира, чтобы достигнуть совершенства?

Ответ: Да, это так. Они улучшаются в этих испытаниях, избегая зла и упражняясь в добродетели. Но только после многих воплощений, по истечении более или менее продолжительного времени, в зависимости от их усилий, они достигают цели совершенства, к которой стремятся.

Вопрос: Догма воскресения тела, является ли она своеобразным выражением догмы перевоплощения, преподанной духами?

Ответ: Как бы оно могло быть иначе?! С этими словами происходит то же, что и со множеством прочих, они кажутся неразумными в глазах некоторых людей лишь потому, что их берутся понимать буквально, что и ведёт к безверию. Но дайте им разумное толкование, и те, кого вы зовёте вольнодумцами, без труда примут их именно потому, что они размышляют; ибо, не заблуждайтесь на их счёт, сии вольные мыслители также стремятся лишь к вере. У них, как и у других, а может и больше, чем у других, жажда грядущего, но они не могут принять того, что отвергнуто наукой. Учение о множественности существований согласуется со справедливостью Божьей. Лишь оно одно может объяснить то, что без него необъяснимо. И как бы вы хотели, чтобы принцип этого не был заложен в самой религии?!

Чем больше зло, тем отвратительнее оно становится. Эгоизму надо было наделать много зла, чтобы стала понятна необходимость его уничтожения. Когда люди освободятся от эгоизма, властвующего теперь над ними, то заживут, как братья, не делая друг другу зла, а напротив, вследствие взаимного чувства солидарности помогая друг другу; тогда сильный будет опорой, а не угнетателем слабого, и не будет более людей, нуждающихся в необходимом, потому что все будут исполнять на деле закон справедливости. Это царство добра, подготовление которого возложено на духов.

Вопрос: Передают ли родители своим детям часть своей души или же они дают им только животную жизнь, к которой новая душа прибавляет потом жизнь моральную?

Ответ: Одну только животную жизнь, потому что душа неделима. Глупый отец может иметь умных детей, и наоборот.

Вопрос: Почему жизнь часто прекращается в самом раннем возрасте?

Ответ: Непродолжительная жизнь ребёнка может быть для духа, воплощённом в нём, дополнением к существованию, прерванному преждевременно, и смерть его часто есть испытание или искупление для родителей.

Вопрос: Что делается с духом ребёнка, умершего в раннем возрасте?

Ответ: Он начинает новое существование.

Именно столкновение с эгоизмом других людей делает человека и самого эгоистичным, потому что он должен быть готов к отпору. Видя, что другие думают о самих себе, а не о нём, он приходит к тому, чтобы заниматься собой больше, чем другими. Пусть принцип милосердия и братства станет основой общественных установлений, пусть отношения народа к народу и человека к человеку строятся на духе законности — и человек станет меньше думать о своей персоне, когда увидит, что другие подумали о нём; он испытает на себе нравоучительное влияние примера и контакта. Перед лицом такого разгула эгоизма, как сейчас, надобна подлинная добродетель, дабы отречься от своей самости ради других, которым зачастую неведома никакая благодарность.

Вопрос: Дух, одушевлявший тело мужчины, может ли в новом существовании одушевлять тело женщины и наоборот?

Ответ: Да, одни и те же духи одушевляют мужчин и женщин.

Познания, приобретённые в каждом существовании, не теряются. Дух, освободившись от материи, помнит их всегда. Во время воплощения он может забыть их отчасти, но смутное сознание, остающееся у него, помогает успехам его усовершенствования, — без этого он каждый раз начинал бы сначала. При каждом новом воплощении дух начинает своё усовершенствование с той точки, на которой он остановился во время предыдущего существования.