Майя Туровская. 7½ или фильмы Андрея Тарковского

Пространство в кино есть нечто гораздо более принужденное к конкретности, чем время. Оно реализуется через изображение определенного места в определенную эпоху и в определенных обстоятельствах. Оно, скорее, северно или, скорее, южно; возделано, застроено, населено определенным образом. И Тарковский, пристрастный к факту, всегда точен в этом.

Другие цитаты по теме

Время ускоряется, но мы не замечаем этого, потому что ускоряемся вместе с ним. Пространство сжимается, но мы и этого не замечаем, потому что тоже сжимаемся.

Старше всех вещей — Бог, ибо он не рожден.

Прекраснее всего — космос, ибо он творение Бога.

Больше всего — пространство, ибо оно вмещает все.

Быстрее всего — мысль, ибо она бежит без остановки.

Мудрее всего — время, ибо оно обнаруживается во всем.

В древнем Ханаане неподалеку от храма стоял круглый жертвенник, вокруг которого были устроены сиденья. Это были места для наблюдения за концом света. С них можно было наилучшим образом увидеть Судный: день. Таким образом, они ожидали конца света в одной-единственной точке. Для них это был конец времени, а не пространства. Ибо если конец света можно увидеть в одной-единственной точке, это означает, что на этом месте перестанет существовать именно время. Это и есть конец света. Пространство освобождается от времени.

– Я ему о любви, а он мне о конце света.

– Так ведь и я, и ты говорим о любви. В сердце не существует пространства, в душе не существует времени…

Продолжительность времени зависит от нашего настроения. Размеры пространства обусловлены нашим сознанием.

Время и пространство — всего лишь витки одной спирали; сделав круг, они повторяются. Мы видим тех же персонажей, но только в ином обличье. Их нетрудно узнать. Их можно заменить другими, подобными им. Ибо суть не в личности, а в идее! Идея — вот основная мишень. Ей следует воспрепятствовать — жестко, неумолимо. И лучший способ для этого — полная, бесповоротная остановка.

Меня всегда интересовало понятие времени, поскольку только кинематограф и музыка обладают полным контролем над временем. В кино можно прокрутить назад, вперед, ускориться, притормозить. Музыка существует одновременно в пространстве, в смысле гармонии, и во времени: она может менять темп, повторять мотивы и т. д.

Во времени и пространстве никогда не будет никакого смысла.

Я убиваю время пространством.

Я боюсь, что живу, не любя.

Я считаю, боль это странствие

По закоулкам себя.

Я прохожу через

миллиарды молекул

что расходятся

уступая путь мне

а по сторонам

ещё с миллиард

на месте стоят.

Дворники

начинают скрипеть.

Дождь перестал.

И я встал.

На углу

мальчик

в жёлтом дождевике

мать держит за руку.

Время, пространство и прочие глупости – это все только наша система измерений, созданная лишь для того, чтобы мы своим людским умишком могли хоть как-то объяснить себе мироздание.