Записки юного врача (A Young Doctor's Notebook)

Другие цитаты по теме

Говорят, что счастье как здоровье — ты его не замечаешь, пока оно не уйдет.

Не надейтесь, что врачи сделают вас здоровым. Они могут спасти жизнь, даже вылечить болезнь, но лишь подведут к старту, а дальше — чтобы жить надежно — полагайтесь на себя. Я никак не приуменьшаю могущество медицины, поскольку служу ей всю жизнь. Но также знаю толк в здоровье — теоретически и практически. По этому поводу похвастаю: уже полтора года провожу эксперимент на себе — три часа физкультуры с гантелями и бег.

Чем лучше врач, тем больше он знает бесполезных лекарств.

(Лучший врач тот, кто знает бесполезность большинства лекарств.)

О! насчет врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, — лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет.

— Я набила матрац, это всё сено, которое я смогла забрать у лошади. К счастью для вас, остальных лошадей нам пришлось пристрелить.

— Благодарю.

— ?!

— За матрац, а не за то, что пристрелили.

В доказательство того, что алкоголь полезен, люди, которым это очень хочется доказать, ссылаются на то, что и врачи прописывают больным вино. Но ведь почти все лекарства суть яды, прописывается врачами временно и в незначительной дозе при болезни, когда это необходимо, чтобы спасти жизнь человека или облегчить его страдания, но из этого не следует, что эти яды необходимы и полезны здоровому человеку, для которого они всегда, как и спирт, не нужны, вредны и опасны. Например, камфора при угрожающем ослаблении сердечной Деятельности может спасти больного человека. Но ведь ни один здоровый человек не станет принимать камфору, основываясь на том, что она дается больным и, следовательно, полезна. Вино по назначению врачей больные всегда принимают, как лекарство, в небольших количествах: по чайной или столовой ложке и под контролем врача. Но ведь вино пьют тогда, когда это совсем человеку не нужно, при чем никто из пьющих вино, конечно, по чайной или столовой ложке его не пьет: пьют рюмками и стаканами, выпивая, обычно, сравнительно большие количества. Тут уже ни о какой пользе вина и речи быть не может.

— Всё не так, как я ожидал.

— А чего ты ждал? Это же глушь. Нет.. до глуши ходит поезд. И оттуда еще день добираться сюда.

— Ты в порядке?

— Что ты, нет. Гораздо лучше! Лучше, чем в порядке. Потрясающе!

— Опиум?

— Воздух. Его действие не заканчивается.

— Ты не представляешь, на что подписываешься.

— Я врач, как-нибудь справляюсь.

— Не справишься. Ты так думаешь, потому что никогда не пробовал.

— Сифилис. У вас у всех сифилис.

— Он простудился, да и только.

— Нет, вам нужно лечение, интенсивное лечение здесь, в больнице, сейчас.

— Да у меня забот полон рот. Может дадите нам чего-нибудь?

— Я могу дать вам лопату, чтобы вы выкопали три маленьких могилы.