Владимир Маканин. Лаз

Общение не может быть высоким беспрерывно; так же как нельзя всю ночь смотреть на звезды. Душа расправилась, затрепетала, вздохнула — и того довольно. Механизм всякого разговора таков, что за кратким всплеском духа идет простой треп, бытовщина и ирония над ней, жуется долгая жвачка обмена информацией, и только вдалеке маячит вновь всплеск духа, быть может, мощный или, быть может, минутный, краткий, как разряд, но ради него, минутного, и длится подчас подготавливающее нас человеческое общение.

0.00

Другие цитаты по теме

Женщина была из тех, кто думает, что два малознакомых человека, едущих в одно и то же место, непременно должны беседовать.

Непонимание режет, ранит,

Выстрел навылет пускает в лоб

И в выворачивающем капкане

Грубо откусывает кусок.

Гвозди, распятие, копья в горле,

Дыры в душе, во рту – немота.

Ключ к пониманию – в разговоре,

Как бы тому ни мешали слова.

Конечно, без людей диковато. Но нет людей — нет и опасности.

Бывает, что после какого-то промежутка времени не хочется общаться с человеком, с которым мог проговорить целые ночи. Дело не в том, что не осталось общих тем, просто ощущение такое, что все сказал и больше попросту не хочется.

Конечно, без людей диковато. Но нет людей — нет и опасности.

Ей еще много раз придется поразиться, какими тиранами становятся люди от простого неумения общаться. Из сил выбиваешься, поддерживая вялый и скучный разговор, и все только для того, чтобы тупица-собеседник не догадался о своей несостоятельности.

Социальная ярость, если уж она выходит на поверхность, делает всех взаимно проще и взаимно злее.

Я впитывала отрывистый ритм их беседы, звук их смеха, скрытые намеки в киваниях головой. Я понимала смысл взаимоотношений, симпатий & неприязни, витавших в помещении, так, как никогда не смогла бы, говори я на их языке. Мы не отдаем себе отчета, насколько язык препятствует коммуникации, пока не лишаемся его, насколько он мешает, перекрывая собой все остальное. То остальное, на которое вы вынуждены обращать больше внимания, если не понимаете слов. Когда приходит понимание языка, многое утрачивается. Отныне вы полагаетесь на слова, а слова далеко не всегда надежная основа.

Я нигде не бывала, кроме мест, говорить о которых не было никакого удовольствия. В отличие от меня, у неё всё это было, и она мне кое-что рассказывала, а я слушала, но мы обе понимали, насколько односторонним получается этот разговор. Она рассказывала — я слушала. Два совершенно разных мира. Если бы нам удалось нащупать что-нибудь общее, что-нибудь, чем мы могли поделиться друг с другом, тогда, поделившись, мы опять почувствовали бы, что нас что-то связывает.

— Если она тебе дорога, она должна знать, какой ты на самом деле!

— Чушь. Ври до последнего, ври! Это обычная форма общения мужчины и женщины.