Зигмунд Фрейд. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве

Но полное разъяснение дает нам психоаналитическое исследование, показывающее, что многие, может быть даже большинство, и, во всяком случае, наиболее одаренные дети приблизительно с третьего года жизни переживают период, который можно назвать периодом инфантильного сексуального исследования. Любознательность просыпается у детей этого возраста, насколько мы знаем, не сама собой, но пробуждается впечатлением важного переживания, как, например, рождением сестрицы, – нежелательным, так как ребенок видит в ней угрозу его эгоистическим интересам. Исследование направляется на вопрос, откуда появляются дети, как раз так, как будто бы ребенок искал способов и путей предупредить такое нежелательное явление. Таким образом, мы с изумлением узнали, что ребенок отказывается верить данным ему объяснениям, например, энергично отвергает полную мифологического смысла сказку об аисте, что начиная с этого акта недоверия он отмечает свою умственную самостоятельность; он чувствует себя часто в несогласии со старшими и им, собственно говоря, никогда больше не прощает, что в поисках правды он был обманут. Он исследует собственными путями, угадывает нахождение ребенка во чреве матери и, исходя из собственных половых ощущений, строит свои суждения о происхождении ребенка от еды, о его рождении через кишечник, о труднопостижимой роли отца, и он уже тогда предчувствует существование полового акта, который представляется ему как нечто злонамеренное и насильственное.

0.00

Другие цитаты по теме

Мы открывали секреты на кроватях родителей.

Чем больше занимаешься толкованием сновидений, тем больше убеждаешься в том, что большинство сновидений взрослых имеет в основе своей сексуальный характер и дает выражение эротическим желаниям. В этом может убедиться, однако, лишь тот, кто действительно анализирует сновидения, то есть от явного содержания последних переходит к скрывающимся за ним мыслями: явное содержание никогда не раскроет сексуального характера сновидения.

Из откладывания любить на то время, когда познаешь, выходит замещение. Любят и ненавидят уже не так сильно, когда дошли до познания; тогда остаются по ту сторону от любви и ненависти. Исследовали – вместо того чтобы любить.

Женщина она была глупая, но от неё шёл неотразимый соблазн — делать с ней детей. Стоило любому мужчине взглянуть на неё — и ему немедленно хотелось начинить её кучей младенцев. Но пока что у неё не было ни одного ребёнка. Контролировать рождаемость она умела.

«Умереть» – значит для ребенка, который вообще избавлен от вида предсмертных страданий, то же самое, что «уйти», не мешать больше оставшимся в живых. Он не различает, каким способом осуществляется это отсутствие, – отъездом или смертью.

– Вы смогли бы полюбить простого парня, выйти за него замуж?

– Нет, я простого парня полюбить не могу. Его не за что любить!

– Кто-то из великих говорил, что любят не за что-то, а вопреки всему!

– В вопросах любви я не специалист. Мне скучно даже думать об этом. Если говорить о сексе, то я никогда этим не занималась и заниматься не собираюсь. Можете считать, что я с детства ушла в монастырь. Вообще считаю, что секс – это занятие, недостойное человеческого общества. Мне это так же непонятно, как и играть в футбол. Т. е. двадцать пять здоровых вполне умных мужиков бегают по огромному полю и гоняют мяч.

– Получается, что все люди вокруг недостойные…

– Я считаю, что секс – это примитивное занятие. Конечно, понимаю, что нужно иметь детей, но передо мной этот вопрос не стоял, а зачем ещё люди этим занимаются, не понимаю. Но я либерал, поэтому никому не воспрепятствую, пусть каждый поступает так, как считает нужным.

– Наверное, вы никогда и бульварными романами не увлекались?

– Издеваетесь? Нет, конечно! Чтобы взбудоражить свои нервы, отдохнуть и заодно развлечься, я читаю хорошую западную фантастику. Из наших писателей, считаю, что только Стругацкие на что-то действительно способны.

То, что папа умер, я понимаю, но почему он не приходит домой ужинать, этого я никак понять не могу.

Мы при этом охотно забываем, что, в сущности, все в нашей жизни случайно, начиная от нашего зарождения вследствие встречи сперматозоида с яйцеклеткой, случайность, которая поэтому и участвует в закономерности и необходимости природы и не зависит от наших желаний и иллюзий. Разделение детерминизма нашей жизни между «необходимостями» нашей конституции и «случайностями» нашего детства в частностях еще нельзя определить; но в целом не может быть сомнения в важном значении именно наших первых детских лет. Мы все ещё недостаточно преклоняемся перед природой, которая, по неясным словам Леонардо, напоминающим речи Гамлета, «полна неисчислимых причин, которые никогда не подвергались опыту». Каждый из нас, человеческих существ, соответствует одному из бесчисленных экспериментов, в которых эти области природы должны быть подвергнуты опыту.

Где бы вы вообще были без меня, Johnas Brothers? У вас не музыка, а отстой. И вы это знаете. Зато от вас у девчонок внизу свербит. А если у них там свербит, то я зарабатываю денежки. Потому что маленькие девочки тупы, как пробки. А благодаря кольцам невинности я могу делать вообще всё, что угодно. Я продаю их дочерям настоящий секс. Да я на них миллиард заработаю. Знаете почему? Потому что все — дебилы.

В последние годы, к сожалению, практикуется весьма нездоровый подход к сексуализации детей. Это выражается в пропаганде стиля «секси» в одежде, рекламных роликах и кино. Дети только проигрывают от этого. Не поддавайтесь соблазну отождествлять детскую дружбу с романтическими отношениями («Это твоя подружка — какая хорошенькая!»), особенно если вашим детям пять лет от роду!