Станислав Лем. Высокий замок

Совершенно иначе выглядел бы наш мир, если б в нём можно было воздействовать на гестаповские души пусть даже самой высокой поэзией. Повергнуть кого-либо искусством невозможно — оно пленяет нас, если мы соглашаемся быть пленёнными.

0.00

Другие цитаты по теме

... уж слишком стыдливо мы умалчиваем об абсолютно необходимой благосклонности человека к искусству. И нас воспитывали, и мы воспитываем в наших подопечных убеждение, будто творения искусства лишь немногим отличаются от лежащих в полутьме граблей. Наступивший на них получает такой удар по лбу, что у него из глаз вылетают снопы искр; так же, а не иначе, должно обстоять дело и с великими произведениями: человека, приобщившегося к ним, оглушает – охватывает – неожиданный восторг! Эта благородная ложь столь распространена, что когда по прошествии нескольких лет после описанных здесь событий я вынужден был бежать от гестапо из «погоревшей» квартиры, оставив среди личных вещей тетрадь с собственными стихами, то к сожалению о невосполнимой потере, понесенной национальною культурой, примешалась твердая уверенность в эстетическом шоке, который должны были испытать те из моих преследователей, которые владели польским языком.

Как бы глубок и безнадёжен ни был органический ущерб, искусство, причастие, дух могут возродить личность.

Понемногу моей специальностью становилась несчастная любовь.

... пугает лёгкость, пугает не потому, что мне нравится, когда все измучены работой, а тут что ни сделай — всеобщий восторг, все этого именно от тебя и ждут. Пугает потому, что я обнаружил или открыл за свою жизнь в искусстве одну истину: всё, что рождается без больших душевных затрат, оказывается ерундой.

... острота желаний гораздо важнее их осуществления.

Как бы глубок и безнадёжен ни был органический ущерб, искусство, причастие, дух могут возродить личность.

В 30-е годы наше кино было лучшим в мире. Достаточно вспомнить лучший фильм всех времён и народов «Броненосец Потёмкин». В киноиндустрии были задействованы лучшие творческие силы страны. После Великой Отечественной войны «на сцену» вышли новые режиссёры — солдаты-победители. На основе их личных переживаний было создано много замечательных картин. Они снимали то, что видели и пережили сами.

Поскольку кино у нас — дело семейное, то на смену солдатам-победителям пришли их сыновья. За плечами сыновей не было ничего, кроме ВГИКа, и уровень кино заметно упал. Когда же детей сменили внуки, в результате мы увидели... то, что видим сейчас.

Наркотики, пьянки, гомосексуализм, т. е. что они знают и любят.

Как мало нужно, чтобы нарушить спокойствие нашего слабого духа.

Взрослые иногда нуждаются в сказке даже больше, чем дети.

Именно ревность... — самая безысходная тюрьма на свете. Ибо в эту тюрьму узник заключает себя сам. Никто не загоняет его туда. Он сам входит в свою камеру-одиночку, сам запирается, а ключ выкидывает через прутья решетки.