Для вас свобода делать то, что нравится, — это осознание того, какими отвратительными делает вас то, что вам нравится.
— И что, я, по-твоему, должна была делать?
— Ты ведь женщина! Ты вольна делать все, что угодно!
Для вас свобода делать то, что нравится, — это осознание того, какими отвратительными делает вас то, что вам нравится.
— И что, я, по-твоему, должна была делать?
— Ты ведь женщина! Ты вольна делать все, что угодно!
Человек, живущий в тоталитарном государстве, неловко чувствует себя даже в собственной шкуре.
Отчего многие умники так любят лишать себя свободы, добровольно подчиняясь силе, которую почитают за высшую?
Чем выше поднимаешься, тем больше ты должен соответствовать… Какая уж тут свобода, если ты не можешь выбирать, что тебе есть, как одеваться, на какой машине ездить, – все расписано, все посчитано, все учтено… Ты должен соответствовать… И не спать ночами, думая, как набрать достаточно средств, чтобы просто продолжать соответствовать, а не жить в свое удовольствие…
Кто не может повелевать себе, должен повиноваться. Иные же могут повелевать себе, но им недостает еще многого, чтобы уметь повиноваться себе.
Свобода воли дарована человеку, чтобы он сам делал выбор между добрыми поступками, приближающими его к Богу, и злыми, отстраняющими от Бога.
— Джек, ты понятия не имеешь, кто такой Люцифер!
— И никогда не узнаю, если не поговорю с ним.
Счастье для мужчины – когда единственная женщина освобождает его от всех остальных: это такое внезапное облегчение, что кажется, будто ты на каникулах.
Специалисты по древнегреческой культуре утверждают, что тогда люди не считали мысли своими собственными. Когда древним грекам приходила в голову мысль, они считали, что это бог или богиня отдают приказ. Аполлон велел им быть храбрыми. Афродита приказывала им влюбиться. Теперь люди слышат рекламу чипсов со сметаной и спешат купить их, но теперь они называют это свободой воли.
Насколько мне помнится, официальный ответ философии на вопрос о свободе воли говорит, что таковой не существует. Имеется всего лишь иллюзия свободы воли, поскольку причины нашего поведения столь сложны, что мы просто не можем их расшифровать. Если у тебя имеется ряд костяшек домино, которые поочередно падают, ты всегда можешь сказать: эта косточка упала потому, что вон та ее толкнула. Но если у тебя имеется бесконечное число костяшек, которые можно проследить в бесконечном числе направлений, ты не угадаешь, где началась причинно-следственная цепочка. Потому-то ты и думаешь: эта костяшка домино упала потому, что так ей захотелось.