Николай Бердяев. Самопознание

Я никогда не мог признать никакого учителя и руководителя занятий. В этом отношении я автодидакт. Во мне не было ничего педагогического. Я понимал жизнь не как воспитание, а как борьбу за свободу.

0.00

Другие цитаты по теме

Я не могу помнить первого моего крика, вызванного встречей с чуждым мне миром. Но я твёрдо знаю, что я изначально чувствовал себя попавшим в чуждый мне мир, одинаково чувствовал это и в первый день моей жизни и в нынешний её день. Я всегда был лишь прохожим.

Просто будьте открыты и готовы ко всему «нетрадиционному» и новому, скажите: я готов, чтобы все блага мира и жизни в целом нашли меня, я готов, чтобы все хорошее в этом мире случилось со мной... и я желаю себе этого, да будет так!

И вы увидите сами, как все то, чего вы страстно желаете, и любви — все найдет вас само. Ведь всему свое время.

Проблема в нас самих. Мы думаем, что не заслуживаем лучшего... Может быть, нам лучше прожить жизнь, не ожидая, что за поворотом нас ждем что-то хорошее. Может, тогда бы у нас и было все хорошо, если бы мы ожидали худшего.

Когда меня выпустят на свободу, я попросту перейду из одной тюрьмы в другую.

Мне думалось, что может быть, всякая школа, какая бы она не была, — это печь для моей переплавки, и разжигается она моим собственным огнем: руководители только раздувают этот огонь или гасят его.

Раньше мне казалось, что моя жизнь разваливается на части, но теперь от неё и вовсе остались клочки...

Моя жизнь похожа на сказку. У меня были трудные моменты, но я всегда видела свет в конце туннеля.

— ... Мы сражались за право жить. Всё было очень просто. Никаких высоких идеалов вроде Союза, как на Земле. Мы употребляли слово «свобода», но под этим подразумевалась жизнь.

— Я всегда считал, что это одно и то же, — тихо заметил Пэт.

Нужно уметь зреть в корень произошедшего. Всё в этой жизни чему-то нас учит. А если вы считаете, что это не так, то плохие из вас ученики.

Знаешь, чего я боюсь? Жить в подвешенном состоянии, постоянно ждать и чувствовать, что схожу с ума. Прожигать настоящее в ожидании будущего, хотя оно, когда наступит, станет всего лишь еще одним настоящим, бороться с которым я не умею.