Ларс Свендсен. Философия одиночества

Почему одиночество так болезненно? Одиночество раскрывает нам глаза на нас самих и на наше место в мире. Чувство одиночества показывает нам, насколько мы незначительны в глобальной перспективе. Мы чувствуем себя брошенными в мир, где мы ничего не меняем, где наше бытие или небытие не играет совершенно никакой роли. Одиночество связано со стыдом.

0.00

Другие цитаты по теме

Не обладая хоть сколько-нибудь разнообразной внутренней жизнью, человек едва ли сможет насладиться хорошим одиночеством. С другой стороны, именно оно является необходимой предпосылкой для богатой внутренней жизни.

Одинокие люди всюду ищут признаки того, что их отвергают — и, разумеется, чаще находят их и острее на них реагируют. Совершенно невинные слова и действия чаще всего истолковываются как признаки агрессии, и на эту воображаемую агрессию одинокие люди отвечают агрессией реальной. В результате отношения представляются слишком рискованными, а одиночество — более безопасным, хотя и болезненным состоянием. В этом смысле одиночество может формировать стратегии социального избегания. одинокие люди менее склонны видеть в окружающих источник положительных отношений, поэтому чаще стремятся избежать привязанностей.

Не обладая хоть сколько-нибудь разнообразной внутренней жизнью, человек едва ли сможет насладиться хорошим одиночеством. С другой стороны, именно оно является необходимой предпосылкой для богатой внутренней жизни.

Мы не можем отвечать за склонность к возникновению чувства одиночества, но мы несем ответственность за то, как мы поступаем с этой склонностью. Таким образом, мы сами — пусть даже частично — отвечаем за свое одиночество.

Над этим миром, мрачен и высок,

Поднялся лес. Средь ледяных дорог

Лишь он царит. Забились звери в норы,

А я-не в счет. Я слишком одинок.

От одиночества и пустоты

Спасенья нет. И мертвые кусты

Стоят над мертвой белизною снега.

Вокруг — поля. Безмолвны и пусты.

Мне не страшны ни звезд холодный свет,

Ни пустота безжизненных планет.

Во мне самом такие есть пустыни,

Что ничего страшнее в мире нет.

— Классная у вас работа, парни.

— Быть охотником — не работа, Адам. Это жизнь. Ты учишься на медика. У тебя есть девушка, друзья? (Адам кивает). Больше нет. Если ты будешь этим заниматься, то не сможешь позволить себе никаких связей. Никогда. Это — слабое звено. Ты подставишь этих людей под удар, убьёшь их. Такова цена. Ты без оглядки порываешь со всеми.

Мне бы хотелось им сказать только то, чтобы они умели больше находиться в одиночестве. Любили быть наедине с самим собой побольше. Беда нынешней молодёжи в том, что они стараются объединиться на основе каких-то шумных действий, порой агрессивных. Это желание объединиться для того, чтобы не чувствовать себя одиноким — это плохой симптом. Мне кажется, каждый человек должен учиться с детства находиться одному. Это не значит, быть одиноким. Это значит — не скучать с самим собой. Человек, скучающий от одиночества, находится в опасности с нравственной точки зрения.

Иногда мне кажется, что есть, должны быть люди, похожие на меня, не удовлетворённые формами страсти, ни формами жизни, желающие идти, хотящие Бога не только в том, что есть, но в том, что будет. Так я думаю. А потом я смеюсь. Ну, есть. Да мне-то не легче. Ведь я его, такого человека, не встречу. А если встречу? Разве, чтоб «в гроб сходя благословить». Ведь через несколько лет я буду старухой (обозлённой прошлым, слабой старухой). И буду знать, что неверно жила.

Я всегда завидовал слабым. Все, кто были рядом с нами, погибли, а потом превратились в пыль. Из-за одиночества мы разделили свои души надвое. Я уже не помню, кто из нас был первым. Может, это даже были не мы. Но только так мы могли избежать одиночества. Я завидовал слабым. Слабые всегда собирались в группы. Я хочу быть слабым. И если это невозможно, то я хочу, чтобы рядом со мной были сильные друзья.

Я одинокий — поэтому сильный,

Я сильный — поэтому одинокий!