Дзонгсар Кхьенце. Отчего вы не буддист

Если человек понимает, что его враги находятся под непосильным гнётом их собственных неведения и ненависти, что они — рабы своих привычек и стереотипов мышления, то их легче простить за досаждающие нам поведение и поступки. Точно так же нет смысла всерьёз обижаться на пациента клиники для умалишённых.

0.00

Другие цитаты по теме

Именно «я» боится неудач и жаждет успеха, страшится ада и мечтает о небесах обетованных. «Я» терпеть не может страдания, но в то же самое время любит его причины. Оно с тупым упрямством ведёт войны во имя мира. Оно желает просветления, но недолюбливает путь к просветлению. Оно желает работать по-социалистически, а жить по-капиталистически. Когда «я» ощущает одиночество, оно мечтает о дружбе. Его одержимость теми, кого оно любит, проявляется в страсти, которая может легко превратиться в ненависть. Его потенциальные оппоненты — например духовные пути, призванные победить эго, — зачастую искажаются им и становятся союзниками «я». В искусстве шулерской игры ему нет равных.

Мы словно дети на морском берегу, занятые строительством песочных замков, а возвышенные существа подобны взрослым, наблюдающим за нами, сидя под зонтиком. Дети восхищаются своими творениями, дерутся за ракушки и совки, пугаются накатывающих волн. Они испытывают всевозможные эмоции. А взрослые лежат рядом, потягивают кокосовый коктейль и наблюдают: они не оценивают эти песочные замки, не гордятся, если какой-то из них красивее других, не злятся и не горюют, если кто-то случайно наступит на башню.

Драматизм происходящего не захватывает их так, как он захватывает детей.

Коренная причина насилия заключается в том, что человек одержим некой заведомо нереалистичной идеей, например о справедливости или нравственности. Такая одержимость обычно проистекает от привычки держаться двойственных оценок: плохое и хорошее, безобразное и красивое, безнравственное и нравственное.

Если хочешь быть богатым, сначала обрети удовлетворённость; если хочешь победить врагов, сначала победи собственный гнев.

— С нами обошлись, как с домашней скотиной.

— И что?!

— Мы были оставлены на произвол судьбы.

— Как и прочие.

— Так нечестно.

— О! Так нечестно?! А я и не знал, что так нечестно! А знаешь, что? Тардис не работает как положено! И у меня нет личного портного!

— Это несравнимые вещи.

— Эти вещи произошли. Это факты. Твоя жестокость породит другую жестокость. Вы не лучше людей, которые были жестоки с вами. Вы просто ещё одна толпа новых жестоких людей! Новые жестокие люди будут жестоки к другим людям, которые в ответ станут жестокими! И единственный способ жить в этом мире – это быть готовыми прощать.

Не гоняясь за тем, чего жаждут другие, и не избегая того, что они отвергают, мы смогли бы ценить то, что имеем в данный момент.

Не прощайте вашим слугам, если они обидели чужого человека. Прощайте вашим слугам, если они обидели вас.

Счастье — это очень хрупкая предпосылка, иллюзия, вокруг которой мы пытаемся выстроить свою жизнь.

— Ты ненавидишь людей?

— Нет. Но мне легче, когда их рядом нет.

Такие люди, как я, делают меня мизантропом.