Олег Александрович Макаренко

Другие цитаты по теме

Англосаксы последние 25 лет единолично властвовали в информационном поле нашей планеты. Это значит, что как только они дадут слабину, в мировом сознании они быстро превратятся из любимых демократов в ненавистных угнетателей: со всеми вытекающими последствиями.

Впрочем, я не думаю, что нам стоит подхватывать чёрное знамя у наших западных партнёров и начинать демонизировать Лондон с Вашингтоном.

Историческую правду, несомненно, стоит восстановить: в учебники истории надо вклеить обратно вырезанные англосаксами страницы. Однако перенимать приёмы наших идеологических противников и заявлять, что Черчилль хуже Гитлера, а американский народ должен вечно каяться за свои грехи, всё же не стоит.

Следует сохранять адекватность и помнить, что большая часть американцев, равно как и большая часть англичан – порядочные люди, и что после краха долларового мира на месте нынешних США и Великобритании мы увидим другие, более адекватные и договороспособные государства.

Когда приходит час идеологии, все, даже ее враги, работают на ее успех. Никакая полемика, никакая полиция не в силах сдержать ее натиск, отсрочить победу. Она ищет любую возможность — и обладает силой! — реализоваться, воплотиться в жизнь. Но чем большего она добивается, тем скорее рискует истощить силы. Упрочиваясь, она лишается идеального смысла, иссушает свои истоки, чтобы рано или поздно, обманув надежды на спасение, которыми питалась, выродиться в болтовню и обратиться огородным пугалом.

Почему непонятно, какая у нас политическая система? Понятно. Республика. Почему не понятно наше устройство? Это капитализм. Почему непонятна наша идеология? Это либерализм. Спроси любого американца, в чем суть либерализма. Это — свобода, оружие, хочу делать что хочу. Это — индивидуализм плюс максимальная свобода. Россия это не принимает. Бо́льшая часть Россиян все равно склонна к советской идеологии. Она так воспитана. Отсюда популярность Советского Союза, советских фильмов.

К вопросу об идеологии и либерализме. Я не уверен, что художники могут вырабатывать идеологию. Идеология большевизма пришла от группы людей. Но они были так заражены ею, настолько пассионарны... Извечная идеология в России всегда была — выжить. Самосохраниться. На протяжении веков, если посмотреть историю России, всегда стояла задача — самосохраниться. Отсюда — идея империи, отсюда — советская модернизация. То же самое и сейчас. Самосохраниться — вот наша идеология.

Легитимность — это не справедливость или право в абсолютном смысле; это относительное понятие, существующее в субъективном восприятии людей. Все режимы, способные к эффективным действиям, должны быть основаны на каком-то принципе легитимности. Как объяснял Сократ в «Республике» Платона, даже в банде грабителей должен существовать какой-то принцип справедливости, на основании которого можно поделить добычу. Легитимность поэтому является краеугольным камнем даже самой несправедливой и кровожадной диктатуры. Легитимность диктатора может исходить из многих источников: от персональной верности со стороны лелеемой армии до изощренной идеологии, оправдывающей его право на власть.

... час музыки в школе может перевесить любую идеологию.

Уничтожаешь одного врага — ему на смену приходит ещё более опасный. Новые страны, новые цели, новая идеология. Вчерашние враги — нынешние новобранцы. Учите их сражаться и молитесь, чтобы они не возненавидели вас за это.

Терпит крах та идеология, которая обещает всем то, что могут иметь лишь немногие.

Невозможно смириться с тем, что, родившись на этой чудесной голубой планете, ты пожизненно заперт в коммунистическом государстве ради каких-то глупых идей.

Дайте народу грамоту и облик человеческий, а потом социализируйте, национализируйте, коммунизируйте, если... если тогда народ пойдёт за вами.

В нашей национальной идеологии нельзя продвигаться за счет ограбления и унижения других.