Арон Белкин. Вожди или призраки

Власть — это инструмент, необходимый для того, чтобы что-то с его помощью сделать: провести реформы, например создать условия для благополучного саморазвития общества. Но в действительности получается так, что овладение этим инструментом, удержание его в руках поглощает столько сил, что на дело их уже не остается.

0.00

Другие цитаты по теме

Не такое уж это редкое явление — когда большие политики манипулируют обществом, решая какие-то свои личные психологические проблемы. Многие западные аналитики, например, отмечали в период войны в Персидском заливе некую «зацикленность» американского президента на личности Саддама Хусейна, явно выходящую за рамки политической конфронтации. Но в наших своеобразнейших политических условиях ставкой в этом интимном споре легко может оказаться судьба страны.

Конфликт между законодательной и исполнительной властью – это главная интрига любого демократического государства.

К концу президентского срока кое-какое понятие, вероятно, появилось, но тогда наступают выборы и на президентское кресло садится человек, который опять не имеет никакого понятия.

— Способна ли политика сделать человека счастливым?

— Не политика должна делать нас счастливыми. Конкретные действия властей – да. Наши собственные действия – да, прежде всего. Иначе что получается: вот мы сидим по домам, а кто-то должен за нас думать и принимать решения. Я как раз хочу донести до максимального числа людей другую точку зрения: политика – это то, на что мы должны влиять, а не что-то далекое от нас. Аполитичным человек остается до того момента, пока беда не коснется его самого. Я не говорю, что все непременно должны бросаться на защиту идеалов, быть страстными борцами за права людей. Конечно, нет, с таким складом характера нужно родиться. Но нам стоит относиться к событиям в стране как к чему-то, что задевает нас лично! Потому что в противном случае эта «политика» все равно придет в вашу собственную квартиру и повлияет на вас. Только вы ничего уже не сможете изменить.

Премьером стал Примаков, человек вполне понятный: мидак, гэбэшник, профи-интриган. В экономике ничего не понимает, демократия для него — просто слово, которое принято употреблять для обозначения… Уж точно не для обозначения разумного устройства общества. Может, вражеской идеологии?

Вы создаете опаснейший из парадоксов... Правительство не может утверждать свою власть, будучи в то же время религиозным. Опыт религии требует спонтанности, а ее-то и подавляют законы. Вы не можете править, не прибегая к законам. В результате ваши законы вытесняют и мораль, и всякое самосознание, и тогда встанут на место той самой религии, прибегая к которой вы надеетесь править. Только благодать и духовный подвиг могут породить священный ритуал, сопряженный с высокой моралью. С другой стороны, правительство можно считать культурной формацией, особенно подверженной сомнениям, вопросам и разногласиям. И я предвижу — настанет день, когда ритуал вытеснит веру, а символизм заменит собою мораль.

— А теперь самое время вернуть себе власть. Дай Ли, арестуйте принцессу Племени Огня!... Я сказал — арестуйте её!... Да что это с вами?

— Они просто ещё не решили. Они ждут, чем всё это закончится.

— О чём это ты?

— Я читаю твою судьбу в твоих глазах. Ты был рождён нищим. Тебе пришлось преодолеть много препятствий на пути к власти. Но главный принцип — «разделяй и властвуй» — тебе остался неизвестен. Дело в том, что они не знают, кто окажется на этом троне, и кто кому будет кланяться. Но я знаю. И ты знаешь. Ну?..

— Ты победила меня в моей игре.

— Не льсти себе — ты был слабым игроком.

Тремя качествами должны обладать те, кто намерен занимать высшие должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю; затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью, соответствующими каждому виду государственного строя.

Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти.