Музыкальность — единственный талант, который довольствуется сам собою; все остальные требуют второго лица.
Одиночество — превосходная вещь; но ведь необходимо, чтобы кто-то вам сказал, что одиночество — превосходная вещь.
Музыкальность — единственный талант, который довольствуется сам собою; все остальные требуют второго лица.
Одиночество — превосходная вещь; но ведь необходимо, чтобы кто-то вам сказал, что одиночество — превосходная вещь.
Коротко говоря, мы в своей самонадеянности заблуждаемся до безумия, когда предполагаем, будто человек в своей временной или грядущей жизни значит во вселенной больше, нежели те «глыбы долины», которые он возделывает и презирает, отказываясь видеть в них душу, лишь на том основании, что он действий этой души не замечал.
Для меня музыка и медитация — это две стороны одного и того же явления. Без музыки медитации чего-то недостаёт; без музыки медитация становится туповатой, неживой. Без медитации музыка — это просто шум, — гармоничный, но шум. Без медитации музыка — это развлечение. Без музыки медитация становится всё более и более отрицательной, она приобретает устремлённость к смерти. Поэтому я настаиваю, что музыка и медитация должны идти бок о бок. Это придаёт новое измерение им обеим. Обе они обогащаются друг другом.
Думая о ритуальной музыке, люди представляют себе барабаны, у них возникают ассоциации с ритмом сердца, приливами и отливами крови. Но не все ритуалы должны напоминать нам о теле. Некоторые создаются для того, чтобы намекнуть, зачем выполняется ритуал. Всякий ритуал сотворен сердцем во имя божества. Ну, пусть не всякий, а почти всякий. Мы кричим: эй, Бог, посмотри на меня, на нас, мы хотим, чтобы тебе понравилось. Все мы в душе дети и надеемся, что папочке или мамочке понравятся наши подарки. Ну, бывает, правда, что у мамочки с папочкой характер тот еще.
Он чувствует себя одиноким, скучает. Книги, музыка, культура — всё это прекрасно, но существование этим не заполнишь.
— Что же это такое — творить по-настоящему?
— Как бы лучше сказать... Проникая музыкой в сердце, приводить в движение физические тела. Тела слушателей — и свое собственное. И через это создавать ситуацию, когда все вокруг приходит в движение. Примерно так.