Один мудрец сказал:
— Золотая середина — вот лучший путь в отношениях между людьми. Вот пример. Столб, стоящий на солнце, подчас хуже виден, чем стоящий в тени. Небольшая тень оттеняет лучше, чем густая.
Один мудрец сказал:
— Золотая середина — вот лучший путь в отношениях между людьми. Вот пример. Столб, стоящий на солнце, подчас хуже виден, чем стоящий в тени. Небольшая тень оттеняет лучше, чем густая.
Другой мудрец поучал:
— Не веди себя слишком фамильярно ни с тем, кто выше тебя, ни с тем, кто ниже тебя. Стоящий выше может разгневаться, а стоящий ниже — совершить опрометчивый поступок, возомнив себя равным тебе.
К торговцу подошел человек и попросил у него денег взаймы под залог. Тот ему ответил:
— Залога я не возьму, а деньги тебе дам.
И он приказал слуге принести кошелек с зузами, весы и зеркало. Затем он отвесил ему столько денег, сколько у него попросили*.
Когда человек получал деньги, заимодавец сунул ему в руки зеркало и сказал:
— Взгляни на свое отражение в зеркале. Посмотри, как сияет твое лицо в ту минуту, когда ты получаешь деньги. Пусть же твое лицо будет таким и в день, когда ты вернешь долг, — ликующим, а не унылым.
Царь Арташир* как-то заметил, что гнев владык должен проявляться в оказании милости и снисхождения тем, кто вызвал этот гнев, а не в том, чтобы отказывать им в самом необходимом.
Один из правителей не позволял никому целовать свою руку. Он говаривал:
— Поцелуй руки для друга унизителен, а поцелуй недруга — лишь проявление лести.
У одного мудреца спросили:
— Кто по-настоящему умен?
Он ответил:
— Тот, кто не радуется жизненным благам.
Кир написал мудрецу Хурмузду:
«Если бы правители знали, как они нуждаются в мудрых советниках, а мудрецы понимали, насколько они не зависят от правителей, то не было бы ничего удивительного в том, что правители постоянно обивали бы пороги мудрецов».
Дело в том, что правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.
Аристотель дал Александру следующее письменное наставление:
«Будь осторожен в обращении со своими воинами, дабы они о тебе ничего плохого не думали. Ведь когда о ком-нибудь плохо думаешь, легко и сказать о нем плохо, а затем и плохо обойтись с ним».
Этим он хотел сказать, что следует хорошо обращаться с каждым.
У одного мудреца спросили:
— В чем суть Божьего благословения и в чем суть его проклятия?
Мудрец ответил:
— Когда юноши по уму и благочестию уподобляются старикам — это божье благословение. Когда же старики по уму и благочестию уподобляются юношам — это Божье проклятие.
Бузурджмихр сказал:
— Хороши фрукты в месяце тешри*, цветы — в месяце нисане*, а девичья краса, юношеская ловкость и скромность чужеземца — во все времена года.
Один мудрец сказал:
— Воздержанность и распущенность проявляются не только в поступках, но и в словах.