Лада Лузина. Мой труп

Главное, не как ты живешь, а зачем. Виртуозная игра, дорогие костюмы, блистательные диалоги, закрученный сюжет, феерические эффекты — дешевка, если у спектакля нет идеи. Я никогда не боялась смерти. Смерть — это не самое страшное в нашей жизни. Я пуще смерти боялась прожить жизнь бессмысленно.

8.00

Другие цитаты по теме

А мир ведь был намного шире, чем могильная ограда,

Он измерял его деньгами — и вот расплата!

Мир был намного красивее, чем пейзажи на банкнотах!

Он звучал куда приятней, чем марш в минорных нотах!

Словно бесформенный туман в осенней ночи, движемся мы в жестокости бытия, не зная, откуда и куда, – вечерний ветер, облако на небе имеют больше прав на существование, чем мы, – проходит столетие, но все остается без изменений, независимо от того, как мы жили. Будда или виски, молитва или проклятие, аскеза или разврат – все равно однажды нас всех зароют в землю, чему бы мы ни поклонялись: своему желудку или чему-то невыразимому, белой женской коже или опиуму, – все едино…

Каждый умрет той смертью, которую придумает сам.

Считается, что жить ради собственного удовольствия — «плохо». Родители, словно бы задавшись целью воспитать для себя более-менее сносный обслуживающий персонал, внушают маленьким человечкам, что следует посвятить свое существование другим высокоразвитым белковым организмам, каковые не способны порадовать себя самостоятельно (поскольку, ясное дело, тоже поглощены чужими заботами). Общеизвестно ведь, что заниматься чужими делами много проще, чем собственными, поэтому все, включённые в порочный круг неустанной озабоченности друг другом, вполне довольны и менять тут ничего не собираются.

Ну и ладно.

И все же, все же...

Есть дни, приближающие нас к смерти, и есть просто дни жизни — те, что были прожиты исключительно ради собственного удовольствия, а значит — вне времени.

Первых, как водится, много (почти все), вторые... ну случаются порой.

Дурацкая и нелепая пропорция, да?

Люди живут не для того, чтобы однажды умереть. Они умирают как раз из-за того, что живут. В этом и есть смысл жизни.

Несколько раз видел, как человек рождается, растет, стареет, а затем умирает. И я думал об этом так: конец – всегда смерть, но зачем же они тогда так стараются? Хоть цепочки событий у всех были разные, они вели к одному: люди старели, покрывались морщинами и исчезали. Зачем же они так безнадежно сражаются? Словно на войне. Земная жизнь с точки зрения стороннего наблюдателя кажется безнадежной и бесполезной, однако, поразмыслив о смерти, я однажды понял – ни один человек не живет ради смерти, важна жизнь, проживание каждого момента. И тогда, хоть конец и предопределен, мы можем быть счастливы, и можем продолжать жить. Звучит просто, но у меня заняло много времени это понять.

Люди, все еще продолжавшие махать, исчезли за поворотом. Воспоминание пропало. Что теперь? Это – его жизнь? Он и сам не знал. Он уже забыл свое прошлое. Он запряг собак. Дал им поесть. И еще раз посмотрел назад. Вдруг все, что было вокруг, пропало, он забыл о понятиях жизни и смерти, смысла и цели, многогранность жизни исчезла; сверкая, открылась перед ним его снежная равнина, оказавшаяся по ту сторону слов и чувств. И теперь, когда он поднял ногу, чтобы сделать первый шаг в направлении Северного полюса, шаг, который приведет его к смерти, он почувствовал неожиданный, несказанный подъем, будто эта экспедиция важнее всего остального, будто в эту минуту он наконец начинает жить и его существование наполнится смыслом; будто в безудержном порыве он вырвался за пределы своего существа, приблизился к тайне бытия, постиг смысл жизни. Казалось, небо стало его мозгом. Океан шумел в его артериях и венах. Он поднял руки и сделал шаг на север.

Я хочу жить. Я не хочу умирать. Вот и весь смысл жизни: не умирать.

Жизнь и смерть. Энергия и покой. Если я остановилась сегодня, это все же того стоило, и даже ошибки, которые я сделала и которые я бы исправила, если бы могла, боль, что сжигала меня и оставила шрамы в моей душе — это все стоило того, чтобы мне позволили идти туда, куда я шла: к этому аду на земле, к этому раю на земле и обратно, внутрь, под, между, сквозь них, в них и над ними...

Жизнь коротка, но какой ширины она будет — зависит только от человека.