Андрей Таманцев. Солдаты удачи 10: Рука Москвы

Другие цитаты по теме

— Знаешь, что самое приятное в борьбе с дурными привычками?

— Ты говорил. Поражения.

... Как ошибается подавляющее большинство людей, считая, что власть — это некая добыча, приз, который достается самому сильному. Нет. Власть — это плазма, она сама избирает себе вместилище.

Война есть не только потрясение, но и духовное испытание и духовный суд.

Войны ведутся оружием, но выигрываются людьми.

— Они там совсем рехнулись? Одна тихая ночь означает, что немцы сбежали?

— То есть, они ошибаются?

— Мы потеряли офицера и трех солдат два дня назад. Они чинили проволочное ограждение, мы притащили двоих обратно, но все напрасно.

— Сэр, в штабе уверены, что враг отошел. Есть снимки новой линии с воздуха...

— Заткнись! Три года каждый дюйм этой земли кровью давался и тут вдруг немцы отступили? Это ловушка. Но ничего, вдове дадут медальку посмертно, вот она описается от счастья!

Война — это дело высших классов. Зачем крестьянину воевать? Первая мировая началась в 1914 году, потому что европейские правительства состояли сплошь из аристократии. Сейчас со всеми этими айфонами у обычного человека куда больше власти над обстоятельствами. Случилась бы бойня Первой мировой, если бы у каждого был айфон? Сомневаюсь. Они бы там просто все писали друг другу: «Слушай, не езди на Сомму, не стоит».

Война убила во мне остатки всех надежд и клочки иллюзий. На войне я по-настоящему повзрослел.

Конечно, война завершена. Урок усвоен, такое больше не повторится. Но неужели вы и вправду уверены, что урок усвоен? И войны не будет? В определенном смысле война не закончится никогда, хотя, возможно, такое и произойдет, когда успокоится с миром последний ребенок, родившийся в последний день сражений. Все равно, она продлится в его детях, в его внуках. До тех пор, пока постепенно не растратится унаследованное, не сотрутся воспоминания, не смягчится боль, пока каждый не забудет о войне, и всё спишут на счет дедовских преданий, которыми не напугаешь детей, и тем более детей тех, кто погиб, или тех, кто хотел бы себе смерти.

Не бывать тебе в живых,

Со снегу не встать.

Двадцать восемь штыковых,

Огнестрельных пять.

Горькую обновушку

Другу шила я.

Любит, любит кровушку

Русская земля.