Жак Фреско

В большинстве случаев людям причиняет боль не происходящее – их ранят собственные ожидания.

Роботы уже сегодня могут выполнять практически всю тяжёлую и монотонную, так называемую «чёрную» работу. В ближайшем будущем человек сможет заниматься исключительно творческой деятельностью, а также уделять больше времени своим родным и близким.

До того как научные исследования стали достаточно зрелыми, люди были не в состоянии осознать природу своих отношений с материальным миром, поэтому они придумывали собственные объяснения, которые были незамысловаты, а порой и вредны, будучи результатом религиозных обрядов, суеверий, астропрогнозов, нумерологии, ясновидения и тому подобного.

Большинство церквей внушают людям чувство вины за естественные человеческие склонности, ставя их в зависимость от церковного отпущения грехов. Религия концентрирует внимание на неразрешенных человеческих проблемах, а именно: незащищенности, стыде, страхе и предлагает надежду на чудесное исполнение желаний и на лучшую жизнь в мире ином. Наука предлагает людям инструменты разума и знаний, дающие уверенность в своих силах и освобождающие людей от мифов. Человек обладает потенциалом разрабатывать собственные концепции и творить свой собственный рай или ад здесь, на Земле. Но те, кто старается убежать от реальности, не понимают истинное положение вещей, что, не прилагая громадных усилий, невозможно реализовать свои желания и мечты, понять мир, в котором мы живем.

Природа стимула и мотивации зависит от многих факторов. Мы знаем, например, что физическое и психическое здоровье человека непосредственно связано с его уровнем мотивированности и производительности. Мы также знаем, что здоровые младенцы от природы любознательны. В Индии и других регионах, где наблюдается большой дефицит определенных ресурсов, многие мотивированы против накопления богатства, материальной собственности и отказываются от мирских благ. При таких условиях жизни это не слишком трудно, что контрастирует с акцентом западной культуры на накоплении материального богатства. Так какая же позиция верна? Ответ на этот вопрос зависит от вашей системы ценностей, определяющейся культурой общества, в котором вы живете.

Деньги важны в обществе, в котором ресурсы, необходимые для выживания, нормированы, и люди принимают деньги как средство их обмена на скудные ресурсы. Деньги — социальная условность или, если хотите, договор. Они не являются природным ресурсом и не олицетворят собой таковой. Они не рассматривались бы как средство выживания, если бы только нам не внушили, что мы должны их воспринимать именно в этом качестве.

Концентрация усилий на непродуктивной и несозидательной деятельности разрушает наши жизни так же, как и войны. На протяжении всей истории человечества мы веками жили, не щадя жизней тех, чьи способности так никогда и не были реализованы и использованы в полной мере. Время, усилия, размышления тратятся на погоню за деньгами в процессе деятельности, которая не обогащает ни человеческий интеллект, ни условия нашей жизни. С рассвета цивилизаций до наших дней большинство людей вынуждены работать, чтобы заработать себе на хлеб. Наше нынешнее отношение к работе, возможно, является наследием тех времен.

На протяжении тысячелетий существования системы кредитно-денежного обращения большинство трудящихся получали ровно столько, чтобы заставить их вернуться к работе, даже если выплата более высокой зарплаты вполне реальна. Как еще работодатель может удержать рабочих? Если бы его сотрудники получали зарплату, которая позволяла бы им работать на протяжении нескольких недель, а затем устраивать себе отдых и отправляться кругосветный круиз, в продолжительный отпуск или наслаждаться другими удовольствиями, это бы пагубно сказалось на производственном графике. Даже высокообразованные и богатые люди, живущие в дорогих домах, разъезжающие на дорогих машинах, вынуждены появляться на рабочем месте, если они хотят сохранить свой уровень жизни. Любой из нас, даже руководитель высшего ранга — раб кредитно-денежной системы. Большинство людей лишено осмысленного существования. Мы держимся за работу, которую ненавидим, чтобы приобретать все больше безделушек, которые нам не нужны, или работаем сверхурочно, накапливая отгулы, чтобы убежать от тех причин, по которым нам, собственно, и нужен отпуск.

Наши правительства на словах прославляют демократические свободы, а на деле поддерживают экономический порядок, все более обременяющий своих граждан задолженностями. Они заявляют, что благодаря личной инициативе и мотивации, каждый из нас имеет возможность подняться на вершину социальной лестницы. Ну, а для тех, кто много работает, но так ничего и не добивается в жизни, существует религия, которая сумеет всех убедить, что если уж не в этой, то в следующей жизни они обязательно достигнут успеха.

Психологи-экспериментаторы доказали, что окружающая среда играет главную роль в формировании поведения и ценностей. Если конструктивное поведение обеспечивает ребенку соответствующее вознаграждение в раннем детстве, он будет мотивирован, чтобы повторить поощренное поведение при условии, что эта мотивация отвечает его индивидуальным потребностям. Например, футбольный мяч, подаренный ребенку, интересующемуся ботаникой, не будет рассматриваться им в качестве вознаграждения. К сожалению, много людей в современном обществе не получают награды за творческое поведение. В ресурсо-ориентированной экономике мотивация и стимул будут востребованы через признание и заботу о потребностях людей. Это означает обеспечение окружающей среды, учебных заведений, хорошей пищи, здравоохранения, тепла, любви и безопасности, столь им необходимых.

Многие ценности, доминирующие в современном обществе сохранились еще со времен Средневековья. Идея о том, что мы живем в просвещенном веке, в веке разума, по сути, ни на чем не основывается. У нас достаточно информации о себе и о нашей планете, однако мы не имеем представления о том, как ею пользоваться. Большинство наших традиций и моделей поведения берут начало из Средневековья.

Ранним формам жизни было нелегко выбираться из первобытной слизи, не захватив часть её с собой. То же касается и укоренившейся системы ценностей. Традиционным идеям самое подходящее место в музее или в книгах по истории цивилизации.