Люди — порождение ехиден и крокодилов!
Или я должен прославлять отца за то, что он меня любит? Но ведь это — только тщеславие, первородный грех всех художников, кичащихся своим произведением, даже если оно безобразно.
Люди — порождение ехиден и крокодилов!
Или я должен прославлять отца за то, что он меня любит? Но ведь это — только тщеславие, первородный грех всех художников, кичащихся своим произведением, даже если оно безобразно.
У меня все права быть недовольным природой, и, клянусь честью, я воспользуюсь ими. Зачем не я первый вышел из материнского чрева? Зачем не единственный? Зачем природа взвалила на меня это бремя уродства? Именно на меня? Словно она обанкротилась перед моим рождением. Почему именно мне достался этот лапландский нос? Этот рот как у негра? Эти готтентотские глаза? В самом деле, мне кажется, что она у всех людских пород взяла самое мерзкое, смешала в кучу и испекла меня из такого теста. Ад и смерть! Кто дал ей право одарить его всем, все отняв у меня? Разве может кто-нибудь задобрить ее, еще не родившись, или разобидеть, еще не увидев света? Почему она так предвзято взялась за дело? Нет, нет! Я несправедлив к ней. Высадив нас, нагих и жалких, на берегу этого безграничного океана — жизни, она дала нам изобретательный ум. Плыви, кто может плыть, а неловкий — тони! Меня она ничем не снабдила в дорогу. Все, чем бы я ни стал, будет делом моих рук. У всех одинаковые права на большое и малое. Притязание разбивается о притязание, стремление о стремление, мощь о мощь. Право на стороне победителя, а закон для нас — лишь пределы наших сил.
Люди, люди! Порождение крокодилов! Ваши слезы — вода! Ваши сердца — твердый булат! Поцелуи — кинжалы в грудь!
Люди! Люди! Лживые, коварные ехидны! Их слезы — вода! Их сердца — железо! Поцелуй на устах — и кинжал в сердце!
Недаром, видно, люди утверждают,
Что соглядатай и разносчик сплетен
На свете больше сотворили зла,
Чем яд или кинжал в руках убийцы.
— Бессердечный, сколько зла повидал ты, пока добирался сюда? Зло человеческого бытия. Зло человеческой души. Я знаю, что ты видел всё это. Люди высасывают друг из друга все соки, чтобы набить своё чрево. Любящие, которые не в силах выразить свои чувства, предают и уничтожают друг друга. Себялюбцы пренебрегают долгом и погрязают в пороках. Некогда ранее благородные люди не могут устоять перед искушением наживы. А слабовольные спешат поддаться своим страстям, лишь бы утолить свой порочный голод. Люди притворяются высокоморальными существами, но ими движут примитивные жалкие инстинкты. Они — развращённые, злобные создания. Скажи мне, разве я не прав?
— Люди несовершенны. Я видел худшие стороны человечества, узнал, что человек способен на невыразимые злодеяния. Но люди не порочны от природы. Человечество всё ещё заслуживает спасения!
Сила моего замысла как раз состоит в том, чтобы из реальных, разных людей создать полноценное человечество, а не выдумывать искусственных людей. Для этого у меня достаточно ангелов. Я бы мог людей заменить ангелами, но это неинтересно, к тому же ангелы не размножаются. Совесть развивается в борьбе со злом, и будущее добра обеспечивается бдительной памятью о побежденном зле.
Можно обмануться, верь мне, можно принять за твердость духа то, что в конце концов только отчаяние.