Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Другие цитаты по теме

Мы находимся в приличном обществе, где принято считать, что каждый из присутствующих знает, что такое «мышление» и что такое «абстрактное».

Мыслить? Абстрактно? — «Спасайся, кто может!» — наверняка завопит какой-нибудь наемный осведомитель.

В движении мыслящего духа есть существенная связь, и в нем все совершается разумно. С этой верой в мировой дух мы должны приступить к изучению истории и, в особенности, истории философии.

Многообразие философских систем не только не наносит ущерба самой философии, а наоборот такое многообразие было и есть безусловно необходимо для существования самой науки философии, это является ее существенной чертой.

Можно извлечь пользу из ознакомления с различными мнениями и мыслями других: это стимулирует мыслительную способность, наводит также на отдельные хорошие мысли, т. е. вызывает в свою очередь появление мнения, и наука состоит в том, что ткутся мнения из мнений.

Для меня легче, если черви будут есть моё тело, чем если профессора станут грызть мою философию.

Понятно, что никакой идеальной справедливости в мире не бывает. Но по крайней мере стремиться к тому, чтобы это чувство справедливости и реальность сближались, было бы правильно. Если это не работает, хватит людям долдонить, что они недостаточно образованные и просвещенные. Хватит им говорить, что они тупые и глупое быдло, потому что не прочитали всех этих книжек. Вот я закончил философский факультет МГУ, прочитал массу книжек. Реально я ничего гениального там не увидел. Вообще ничего там нет. Я могу сказать, что ощущение правды, которое в русских, россиянах заложено жизненным опытом, оно глубже всех этих Кантов, Фейербахов вместе взятых. Глубже! Я в университете учился после срочной службы в армии, после работы, мне смешно было читать Ницше. Понимаете, смешно! Насколько это поверхностно и насколько это крик закомплексованного человека, который хочет быть чем-то, чем он не является. Он сам себя не осознал.

Каждому возрасту человека соответствует известная философия. Ребенок является реалистом: он также убежден в существовании груш и яблок, как и в своем собственном. Юноша, обуреваемый внутренними страстями, должен следить за собою. Забегая со своим чувством вперед, он превращается в идеалиста. Напротив, у мужчины все основания стать скептиком. Старик же всегда будет тяготеть к мистицизму.

Есть человек — будут пороки,

Есть цветы — будет торжество,

Есть жизнь — будут пороги,

Есть ночь — будет колдовство!

В варварских религиях примитивных миров научными фактами и не пахнет, хотя они призваны объяснить все на свете. Лишите дикаря логической основы его убеждений, он все равно от них не откажется, только заменит слово «убеждения» словом «вера», потому что не сомневается в своей правоте. А не сомневается он потому, что верит. Мнимая логика строит замкнутый круг, на который не дозволено покушаться.