Никос Казандзакис. Грек Зорба

Вот что такое свобода, — думал я. — Иметь страсть, собирать золотые монеты, а потом вдруг забыть все и выбросить свое богатство на ветер. Освободиться от одной страсти, чтобы покориться другой, более достойной. Но разве не является все это своего рода рабством? Посвятить себя идее во имя своего племени, во имя Бога? Что же, чем выше занимает положение хозяин, тем длиннее становится веревка раба? В этом случае он может резвиться и играть на более просторной арене и умереть, так и не почувствовав веревку. Может быть, это называют свободой?

0.00

Другие цитаты по теме

Божество для человека — суть предшественник, достойный восхищения, также учитель, ведущий за собой, и путеводный светоч. Но не хозяин. Мы можем быть благодарны ему, можем восхищаться им, но вовсе не возводить в культ. Также в случае с шествием на Празднике Фонарей, я считаю, что правильное отношение — это благодарность и взаимная радость, но не страх, не заискивание, не благоговейная осмотрительность, и уж точно не признание себя его рабами.

Принадлежность к тому или другому вероисповеданию является, безусловно, такой случайностью рождения, что Бог не может придавать ей столь исключительного значения.

Воскрешение возможно только после полного саморазрушения.

— Только потеряв все, — говорит Тайлер, — мы обретаем свободу.

Одиночество возвеличивает одного только всевышнего.

— Я не нуждаюсь в деньгах.

Добавил, слегка улыбнувшись:

— У меня сегодня день добрых дел.

— Обет богам? — последнее казалось маловероятным, но каких только обещаний воину не доводилось слышать за свою жизнь. Когда человек оказывается в смертельной опасности, он начинает предлагать богам действительно странные вещи. И выжив, порой даже выполняет обещания.

Оба думаем, что свобода, завоеванная унижением других... бесполезна.

Страсть есть источник всякой живой плодотворной деятельности.

Слова молитвы — нежный подарок,

который мы можем передать ушедшим от нас.

В божий храм не пускайте меня на порог.

Я — безбожник. Таким сотворил меня Бог.

Я подобен блуднице, чья вера — порок.

Рады б грешники в рай — да не знают дорог.

Культура без свободы – пустоцвет, искусство без нее сойдет на нет.