Михаил Эпштейн

Другие цитаты по теме

Личность — возможность самой себя, которая не исчерпывается никакой самореализацией.

Любовь — это настолько долгое занятие, для которого одна жизнь — ничтожна мала. Любовь — это готовность провести вдвоем вечность.

Исследовать мир человека, приближать его будущее — эта гуманитарная миссия определяет развитие всех наук и технологий.

Гуманистика — это область самопознания и самосозидания человека и человечества. О чем бы ни писались гуманитарные сочинения: об эстетике итальянского Возрождения или об эпических сказаниях Древней Индии, о взаимовлиянии романских и германских языков или о кантовской философии времени и пространства, — всюду перед нами предстает образ человека в разных его воплощениях. Мы сопоставляем себя с ними, находим общность и отличия, а значит, глубже познаем себя и одновременно становимся более человечными.

Я абсолютно убежден, что гуманитарное образование вольно или невольно двинется в ту сторону, куда зовет логика цивилизованного процесса. Гуманитарная составляющая техники, экономики, промышленности, средств коммуникации, международных отношений будет все возрастать. Посмотрите, например, на современную рекламу: ее фокус переносится с материальных свойств товара на ценностные свойства бренда, что способствует переходу от материального потребления к духовному освоению. Современное производство все более одухотворяется, индивидуализируется, очеловечивается. Каждый товар — это не просто вещь, а еще одна возможность для человека раскрыть себя, приблизиться к своему максимуму и абсолюту.

Философично не только мыслить о радости, но и испытывать радость, если эта радость обращена не к конкретным событиям или ситуациям, но ко множеству вещей, к построению мироздания в целом, к законам бытия.

Философскими могут быть не только мысли, но и чувства. Среди множества чувств выделяются такие, которые обращены к миру в целом, к законам бытия, к природе человека, времени и пространству и благодаря своей универсальности поднимаются до ранга философских. Да и вообще почему философия, как любовь к мудрости, должна проявляться только в мыслях, а не в чувствах? Ведь любовь — это чувство, да и мудрость — не обязательно мысль, а скорее мыслечувствие, сплав того и другого. Мудрость — это способность эмоционального наполнения мысли и интеллектуального наполнения чувства.

Призвание философии в том, чтобы мыслями раздвигать область чувств. Чтобы любовь, и радость, и надежда, и боль, и скорбь переживались крупно, вселенски, не исчерпываясь житейскими ситуациями. И чтобы на вершине этих переживаний рождались новые чувства, для которых еще нет понятий в языке, потому что в обычных ситуациях эти чувства проявляются редко.

Призвание философии — формировать не только наши мысли, но и чувства, способствовать их развитию и углублению. Не только интеллектуально объяснять мир, но делать нас чувствующими гражданами мироздания, т. е. восходить от чувств единичных, ситуативных, житейских к мирообъемлющим.

Обычно мышление, как сфера обобщенного, противопоставляется чувствам, как сфере частного, единичного, но это глубоко неверное противопоставление. Мысль тоже может быть обращена к чему-то частному, а чувство может быть обращено к чему-то всебытийному, и именно здесь возникает родство между чувством и мыслью, когда они обнаруживают свое общее философское призвание.