Михаил Борисович Ходорковский

Если Бога нет, а вся наша жизнь — это секунда на пути из праха в прах, то зачем всё? Зачем наши мечты, стремления, страдания? Зачем знать? Зачем любить? Зачем жить, в конце концов?

Я не могу поверить, что всё просто так. Не могу и не хочу. Мне небезразлично, что будет после меня, потому, что я тоже буду. Потому что кто-то был до меня, и будет после. И это не бессмысленно. Это не просто так. Мы живем не для того, чтобы только загрязнять воду и воздух. Мы все существуем для чего-то большего. Для чего — не знаю, и никогда не узнаю. Каждый из нас в отдельности — для счастья. А все вместе?

9.00

Другие цитаты по теме

Но все же неизменно ближе к Богу обычные стихи живых людей.

Я жизнь свою живу как будто Бога нет,

как будто я один, а жизни — слишком много,

и шепчет в глубине, что нет меня для Бога,

какой-то из двоих, ютящихся во мне.

Есть нам, конь, с тобой простор!

Мир забывши тесный,

Мы летим во весь опор

К цели неизвестной!

Чем окончится наш бег?

Радостью ль? кручиной?

Знать не может человек -

Знает бог единый!..

При всем развитии научных знаний о мире, современный человек – по-прежнему дикарь. Ему нравится думать, что где-то там, на небесах, кто-то большой и сильный руководит людьми, воздавая каждому по заслугам.

Господи, за что мне такие муки от земных радостей?

Постараюсь прожить жизнь, остаток ее, сполна. Как в эти дни. Отдать себя полностью братьям. И тогда я пойду на встречу с богом, если он у меня есть, своими ногами и не сворачивая. Не ползая. Не склоняя головы. Не сгибая даже колен. И не буду молить у него, как не молил никого при жизни. И я скажу открыто: «Я отработал сполна и по своей охоте свою каторгу на земле. Я сделал даже больше того, что мог. И не ради себя, а ради них, ради этого океана, народа моего. И теперь я пришел к тебе не просить награды. Дай то, что мне принадлежит по труду моему, если ты есть. А если нет — я не буду искать воздаяния за дела свои. Нигде».

— Хочешь жить? — спросил Чиклин.

— Мне, товарищ, жить бесполезно, — разумно ответил поп. — Я не чувствую больше прелести творения — я остался без Бога, а Бог без человека...

Я книги прочитал, услышал всё, что мог,

обрёл — что не хотел, нашёл, что не искалось,

и только женских губ горячечная алость

напоминает мне, что выше — только Бог,

которому нет дел до наших пиктограмм,

изысканных стихов и выведенных формул.

— Вы не рыцарь. Вы просто человек.

— Но я не хочу быть просто человеком.