Протоиерей Андрей Ткачев. Духовная жизнь. Первая ступень: воцерковление.

Другие цитаты по теме

По большому счёту, каждый из нас должен был бы понимать сам, что жизнь все равно придется прожить со страдающим сердцем, и утешение — целостное, полное, чистое — ожидает человека, но — в жизни будущего века. Мы вроде бы понимаем это... и не понимаем одновременно.

Семья — единственное место в мире, кроме монастыря, где послушание в нормальных формах может быть полезно.

Верный признак правильно проходимой жизни — это чередование одних скорбей и тяжестей с другими, при сохраняющейся надежде. Трудности угрожают стать ложными и губительными, когда за ними следует отчаяние. В этот момент появляется угроза того, что труды погибнут, так и не дав плода. Там, где есть труды, там радости и скорби будут перемежаться. И если в скорби нет отчаяния, но присутствует надежда, то это признак правильно проходимой жизни. Скорбящий человек в прелесть не впадает. Он может озлобиться, но это будет не прелесть, а некая нервность. А вот когда все всегда хорошо, тогда есть серьезные причины для тревоги. Тут надо бояться духовной прелести..

Утром мы молимся не для того, чтобы исполнить некий религиозный долг, а днем о Боге и не вспоминать. Нет, мы утренней молитвой настраиваем себя на течение дня, чтобы с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт сей день.

Главнейший же мотив вечерней молитвы — это не столько оценка прожитого дня и молитва Богу о прощении грехов, которые были совершены за день (хотя это тоже хорошо). Важнейший мотив вечерней молитвы — приготовление к смерти: «Неужели мне одр сей гроб будет?» — то есть может быть, моя постель станет мне сегодня гробом. Это, по-моему, самое главное.

Всё, что даётся человеку, дано от Бога, а не от человека. Обстоятельства жизни — это некие движения рук Божиих, которые и ставят барьеры, и снимают барьеры, прикасаются к человеку или трясут его за плечи.

Польза от чтения правила не в том, что ты просто читаешь всё, что положено. Важны настрой, решимость, желание прожить каждый день по-Божьи. Молитвенное правило не самоценно. Оно имеет ценность по плодам жизни в течение дня и по памяти Божией.

Церковь открывается человеку как реальная жизнь. Не как дополнение к обычной жизни, а как жизнь настоящая. Просто «пришить» ее (в виде празднования Пасхи и Рождества, к примеру) толстыми белыми нитками к своей позорной, некрасивой жизни не получится. Церковь — это реальность.

Часто вовсе не нужен старец, нужен просто друг.

Этот тотальный поиск старцев в наше время — признак глубокого одиночества. Люди одиноки и часто никому не нужны со своими проблемами: «А ты знаешь, мне плохо на душе...» -» Да всем плохо! Кому сейчас хорошо?» А лучше бы по-другому: «Ты здоров? Как у тебя дела? Всё ли у тебя хорошо?» Это нормально — интересоваться людьми, спрашивать. Вобще существует такой святой вопрос: «Как у тебя дела? Чем я могу тебе помочь?»