Алишер Усманов

Меценатство в период возрождения считалось довольно ответственным делом. Благотворители поддерживали художников, верили им и никогда не позволяли себе вмешиваться непосредственно в творческий процесс людей искусства. Я и сам исповедую аналогичные принципы в сфере сотрудничества с выдающимися культурными деятелями.

Другие цитаты по теме

Мне повезло добиться успеха в бизнесе, и я считаю правильным, когда люди, имеющие такое состояние, отдают что-то назад обществу.

Если фильм имеет успех, это бизнес. Если фильм не имеет успеха, это искусство.

Цензурировать искусство – дать обратный ход эволюции. Цензура, являясь исконно политическим явлением, проникая в искусство, губит художника. Ведь художник – это человек, обладающий даром увидеть свет раньше других. Художник – проводник, ведущий к этому свету остальное человечество. Попытка ограничить художника равносильна его убийству. Творец должен творить, причем творить так, как он того желает. Зритель – наслаждаться творением. Или не наслаждаться. Идти на спектакль. Или не идти. Смотреть фильм. Или не смотреть. Читать книгу. Или не читать. Цензура представляется бессмысленной в обществе, называющем себя цивилизованным.

С возрастом хочу быть больше филантропом, потому что бессистемное занятие зарабатыванием денег не является интересным для интеллектуального развития.

Искусство существует не для того, чтобы потакать низменным мотивам, низменным интересам и низкому профилю культуры. Сама культура существует для того, чтобы поднимать этот уровень.

Самое главное в твоей благотворительности — это твоя чистая совесть. Потому что даже перед ожидающей нас всех вечностью это все равно правильно.

Я по статусу и по возрасту сегодня пенсионер. Пенсионер, который в связи с субъективными обстоятельствами биографии может позволить себе заниматься теми делами, цель которых — доставлять людям удовольствие, дарить красоту, помогать им достигать спортивных результатов, открывать что-то новое в науке.

Я считаю, пусть лучше каждый человек, насколько ему позволяют возможности, реализует благотворительные проекты. Так будет гораздо эффективнее, потому что в этом случае он сам занимается этим делом. Вот все говорят: «Частная собственность движет экономику», а для благотворительного проекта почему-то со всех по нитке собирают — эта логика мне непонятна. Скажем, многие известные актеры и актрисы, сами люди не бедные, почему-то считают, что, пользуясь своими великими именами, могут собирать со всех деньги. Беда в том, что люди забудут их имена через пару лет. Больше того, они за счет этих больших проектов, наоборот, «содержат» свои имена! Поэтому я стараюсь не участвовать в больших мероприятиях — реализую проекты в рамках своего маленького фонда, пока получается неплохо.

Но больше всего сегодня мне нравится наблюдать за переменами, которые происходят в искусстве. Очень интересно понять молодежь, которая увлекается так называемыми новыми формами. Меня заботит, почему классику, которая была создана в прошлые века, всегда старались ставить в исторических декорациях того времени, в которое было написано произведение. Это считалось очень интересным с точки зрения познания. Сегодня все упрощается современными декорациями и современным бытом. «Травиата» в джинсах — я этого не понимаю.

Культура принадлежит жрецам, искусство принадлежит пророкам.