Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Может ли дух ошибиться в действенности избранного им испытания?

Ответ: Он может выбрать испытание, превышающее его силы, и тогда он падёт под его тяжестью; он может также выбрать и такое, которое не принесёт ему никакой пользы, словно бы он искал праздного и бесплодного образа жизни; но, вернувшись в мир духов, он замечает, что ничего не добился, и тогда он просит возможности наверстать упущенное время.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Предпочитают ли духи воплотиться в тело мужчины или женщины?

Ответ: Это мало интересует духа, это зависит от испытаний, которые ему нужно выдержать.

Один и тот же дух может свободно выбирать и менять полы в своих телесных существованиях, потому что сам он, как дух, не имеет пола, так как духи должны совершенствоваться во всех отношениях, то каждый пол, равно как и каждое общественное положение представляет им особенные испытания и обязанности, а следовательно, и случай приобрести опытность; тот, кто всегда был мужчиной, знал бы только то, что испытывают мужчины.

Вопрос: Как дух может пожелать родиться среди людей, ведущих порочную жизнь?

Ответ: Необходимо, чтобы он был направлен в среду, где он сможет подвергнуться испытанию, которого он просил. Так вот! Должно же быть соответствие: для того чтобы бороться с инстинктом разбоя, нужно находиться среди людей этого сорта.

Вопрос: Если бы на Земле не было людей, ведущих порочный образ жизни, то, выходит, дух не смог бы найти здесь среды, соответствующей некоторым испытаниям?

Ответ: Неужели об этом стоило б жалеть?! Именно это и имеет место в высших мирах, куда зло не находит доступа; и поэтому там пребывают лишь добрые духи. Сделайте так, чтобы на вашей Земле в скором времени стало бы то же самое.

Вопрос: Не кажется ли естественным выбирать себе испытания менее мучительные?

Ответ: Для вас — да; для духа — нет: когда он отделён от материи, он лишается иллюзий и думает иначе.

Вопрос: Минута, в котороую дух должен воплотиться, бывает ли для него минутой торжественной? Совершает лит он это как нечто важное для него?

Ответ: Он походит тогда на человека, который предпринимает опасное морское путешествие, не зная, что, может быть, встретит смерть в волнах или нет; то же самое бывает и с духом: он знает род испытаний, предстоящих ему, но не знает, выдержит ли он их. Приближение воплощения есть в некотором роде агония для духа.

Вопрос: Почему дарами фортуны (например, богатством) Бог одаривает тех, кто, судя по всему, этого не заслужили?

Ответ: Это выглядит дарами и милостью лишь в глазах тех, кто не видит ничего, кроме наличествующего мига; но знай, что богатство есть испытание зачастую более опасное, нежели нищета.

Вопрос: Какую пользу духу может принести воплощение в теле, которое умирает несколько дней после рождения?

Ответ: Сознание своего существования недостаточно развито ещё в этом существе; смерть не имеет для него особого значения; это служит, как мы уже говорили, испытанием для родителей.

Вопрос: Имеют ли эти разрушения какую-то полезность с точки зрения физической, несмотря на те беды, которые они вызывают?

Ответ: Да, иногда они изменяют состояние той или иной страны, но благо, которое из них следует, зачастую ощущается только будущими поколениями.

Вопрос: Могут ли духи становиться хуже?

Ответ: Нет, но по мере того как они продвигаются в своём развитии, они лучше понимают, что отдаляет их от совершенства. Когда дух выдержал испытание, он сделал шаг вперёд, у него остаётся опыт, и он не забывает его никогда. Он может оставаться на одной степени развития, но назад он не возвращается.

Вопрос: Так как духи не могут улучшаться иначе, как претерпевая превратности телесного существования, то не следует ли из этого, что материальная жизнь есть некоторого рода испытание или чистилище, через которое должны пройти существа духовного мира, чтобы достигнуть совершенства?

Ответ: Да, это так. Они улучшаются в этих испытаниях, избегая зла и упражняясь в добродетели. Но только после многих воплощений, по истечении более или менее продолжительного времени, в зависимости от их усилий, они достигают цели совершенства, к которой стремятся.

Вопрос: Помимо недостатков и пороков, в которых никто не может ошибиться, какой наиболее характерный признак несовершенства?

Ответ: Личный интерес. Моральные качества часто походят на позолоту на медном предмете, не выдерживающую пробного камня. Человек может обладать действительными качествами, благодаря которым для света он человек добродетельный. Но эти качестве, хотя и являются следствием прогресса, не всегда выносят некоторые испытания, и достаточно иногда затронуть струну личного интереса, чтобы обнаружить истинную сущность человека. Истинное бескорыстие — вещь до такой степени редкая на земле, что ему удивляются, как чуду, когда с ним встречаются.

Привязанность к вещам материальным — безошибочный знак несовершенства, ибо чем больше человек привязан к вещам этого мира, тем меньше понимает он свою судьбу. Бескорыстием же, напротив того, он свидетельствует, что видит свое грядущее с более высокой ступени.