Эрих Фромм. Искусство любить

Другие цитаты по теме

Я убеждён, что ответ на вопрос об абсолютной несовместимости любви и обычной «нормальной» жизни верен только в том, что несовместимы принципы, лежащие в основе капиталистического общества и любви.

Эгоизм — симптом недостатка любви к себе. Кто себя не любит, вечно тревожится за себя.

Едва ли существует какая-то деятельность, какое-то занятие, которое начиналось бы с таких огромных надежд и ожиданий и которое все же терпело бы крах с такой неизменностью, как любовь.

Вера в себя — условие нашей возможности обещать, а поскольку, как сказал Ницше, человек определяется способностью обещать, вера есть одно из условий человеческого существования.

Очень часто, если мужские качества в характере мужчины выражены слабо, потому что эмоционально, психически он остался ребенком, он старается восполнить этот недостаток, придавая особое значение своей мужской роли в половых отношениях.

Наиболее широко распространено неверное мнение, что давать — это значит отказаться от чего-то, стать лишённым чего-то, жертвовать. Именно так воспринимается акт давания человеком, чей характер не развился выше установки на получение, использование, накопление. Человек с «рыночной» психологией готов давать только в обмен на что-либо. Давать, ничего не получая взамен, это для него значит быть обманутым...

Для продуктивного характера с установкой на плодотворную деятельность давание имеет совершенно другое значение. Давание — это высшее проявление силы. В каждом акте давания я осуществляю свою силу, своё богатство, свою власть. Такое переживание высокой жизнеспособности и силы наполняет меня радостью.

Кто сохранит одну жизнь, это всё равно как если бы он спас весь мир; кто уничтожит одну жизнь — это все равно, как если бы он уничтожил весь мир.

Я хочу лишь подчеркнуть заложенный здесь принцип: акт потребления должен быть конкретным человеческим актом, в котором участвуют наши чувства, физические потребности, наш эстетический вкус, — другими словами, в который вовлечены мы сами как конкретные человеческие существа со своими ощущениями, чувствами, оценками; акт потребления должен быть значимым творческим человеческим переживанием. В нашей культуре это присутствует лишь в малой степени. У нас потребление представляет собой главным образом удовлетворение искусственно подогреваемой игры воображения, фантастическое представление, отчужденное от нашей конкретной подлинной сущности.

Единственный способ, которым мир в его высшем смысле может быть охвачен, состоит не в мышлении, а в действии, в переживании единства. Любовь к богу — это не познание бога мыслью, не мысль о собственной любви к богу, а акт переживания единства с ним.

Отсутствие связанности с какими-либо ценностями, символами, устоями мы можем назвать моральным одиночеством.