Н. А. Арзуманова. И дум высокое стремленье...

Другие цитаты по теме

Чиновники, облеченные доверенностью монарха, должны быть неусыпными стражами закона; одно строгое наблюдение оного мирит граждан и водворяет спокойствие. Отсутствие закона и справедливости всегда и везде были причиной бедствий народов.

Последняя половина прошлого столетия и события нашего века столь богаты различными переворотами в правлениях, что мы не имеем нужды ссылаться в века отдаленные. Мы свидетели великих происшествий.

Мы не можем жить подобно предкам нашим, ни варварами ни рабами.

Общество состоит из частных лиц, следственно заключается в кругу частного действия. Правительство же не имеет соперников в своих действиях. Сила уничтожает доверие.

Зная народ Франции и народ России, отдаю преимущество и во нравах и в образовании нашим. Пусть кто поспорит со мной, я уличу и готов доказать правду слов на самом опыте. Не лепечут наши красноречивого вздору; но в рассуждениях ум русский гибок и тверд...

Несправедливо донесли вашему превосходительству, будто бы при восстании прошлого 14-го числа декабря месяца кричали: да здравствует конституция, и будто народ спрашивал, что такое конституция, не жена ли его высочества цесаревича? Это забавная выдумка!

Строгая цензура со всеми способами полиции и таможни никак и нигде не может остановить ни ввоза книг, ни внутренних сочинений; и стоит только такое сочинение запретить, то оно сделается для всех интересным и даже писанное разойдется по рукам.

В числе благодарений народу вообще, государь вспомнил и политических преступников, сосланных в Сибирь в 1826 году. Он всех возвратил на родину, всем возвратил права, всем возвратил титулы. Только для первого разряда ссыльных было сделано исключение, состоявшее в том, что титулом предоставлено пользоваться только детям.

Наши ходили на работу, но так как в окрестностях не было никаких рудников, — настолько плохо было осведомлено наше правительство о топографии России, предполагая, что они есть во всей Сибири, то комендант придумал для них другие работы.

Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна и для правителей и для общества. Нельзя допустить основанием правительства — произвол одного человека — невозможно согласиться, чтобы все права находились на одной стороне — а все обязанности на другой. Ставя себя выше законов, государи забыли, что они в таком случае вне закона, — вне человечества! — Что невозможно им ссылаться на законы, когда дело идет о других, и не признавать их бытие, когда дело идет о них самих.