Фёдор Достоевский. Бесы

Да знаете ли, знаете ли вы, что без англичанина еще можно прожить человечеству, без Германии можно, без русского человека слишком возможно, без науки можно, без хлеба можно, без одной только красоты невозможно, ибо совсем нечего будет делать на свете! Вся тайна тут, вся история тут! Сама наука не простоит минуты без красоты, — знаете ли вы про это, смеющиеся, — обратится в хамство, гвоздя не выдумаете!

Другие цитаты по теме

…не возражайте мне и не обескураживайте, прошу вас, потому что нет ничего несноснее, когда человек несчастен, а ему тут-то и указывают сто друзей, как он сглупил.

... если у вас гильотина на первом плане и с таким восторгом, то это единственно потому, что рубить головы всего легче, а иметь идею всего труднее.

…никогда ещё глупость не получала такой торжественной награды, несмотря на то, что так часто её заслуживала… Ибо, между прочим, глупость, как и высочайший гений, одинаково полезны в судьбах человечества.

Ни один народ еще не устраивался на началах науки и разума; не было ни разу такого примера, разве на одну минуту, по глупости.

Частенько подлинные трагедии в жизни принимают такую неэстетическую форму, что оскорбляют нас своим грубым неистовством, крайней нелогичностью и бессмысленностью, полным отсутствием изящества. Они нам претят, как все вульгарное. Мы чуем в них одну лишь грубую животную силу и восстаем против неё. Но случается, что мы в жизни наталкиваемся на драму, в которой есть элементы художественной красоты. Если красота эта — подлинная, то драматизм события нас захватывает. И мы неожиданно замечаем, что мы уже более не действующие лица, а только зрители этой трагедии. Или, вернее, то и другое вместе. Мы наблюдаем самих себя, и самая необычайность такого зрелища нас увлекает.

Одним словом, всё ему удавалось, он был в моде.

Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них — равнодушия.

— Военный фрегат?

— Да, это опасная экспедиция, профессор, для команды и для вас.

— А что это за животное? И животное ли это?

— Подводный аппарат! Исключено! Современная наука ещё не доросла до подобного проекта. Но даже если выдвинуть эту гипотезу, то вряд ли бы нашёлся бы гений, который смог бы её осуществить без солидной грандиозной промышленной и финансовой базы. Но существование этого таинственного, непонятного, опасного явления ставит под угрозу все наши ценности, следовательно, оно должно быть уничтожено!

— Всякое непонятное явление прежде всего необходимо понять, изучить и поставить под охрану закона. А мы и так беспощадно уничтожаем бесконечное количество редких животных...

... настоящее, несомненное горе даже феноменально легкомысленного человека способно иногда сделать солидным и стойким, ну хоть на малое время; мало того, от истинного, настоящего горя даже дураки иногда умнели, тоже, разумеется на время; это уж свойство такое горя. А если так, то что же могло произойти с таким человеком, как Степан Трофимович? Целый переворот — конечно, тоже на время.

Судья в вопросах красоты,

Рассуди меня

C моими cлабостями,

Я пока пойду сводить мосты

Да в груди менять

Сердца местами.