Страдалец — праведник! Не унывай душой,
Хотя б постигнут был злосчастия стрелой,
Но с бодростью — вперёд, чрез бури и волненье,
Каких земная жизнь полна!
Есть брег счастливейший; есть лучшая страна,
Где уготовано страдальцам исцеленье!
Страдалец — праведник! Не унывай душой,
Хотя б постигнут был злосчастия стрелой,
Но с бодростью — вперёд, чрез бури и волненье,
Каких земная жизнь полна!
Есть брег счастливейший; есть лучшая страна,
Где уготовано страдальцам исцеленье!
Страданиями нельзя оправдывать дни. Страдания пригодны исключительно для преодоления...
— Иногда я мечтаю заснуть и проспать до восемнадцати лет. Чтобы уже не было школы и всего этого дерьма.
— Ты слышал о Марселе Прусте?
— О котором ты читал лекции?
— Да. Французский писатель. Полный неудачник. Не имел постоянной работы; безответная любовь; гей. Двадцать лет писал книгу, которую мало кто прочитал, хотя, пожалуй, он величайший после Шекспира писатель. Так вот. На закате лет он приходит к выводу, что годы страданий были лучшими в его жизни, потому что именно они сделали из него то, чем он стал. А годы счастливой жизни — пустая трата времени — ничему его не научили. Так что если ты проспишь до восемнадцати, подумай, сколько страданий ты пропустишь. А в средней школе они как раз и начинаются. Такой шанс упустить нельзя.
Никогда не оглядывайся назад и не страдай из-за прошлых неудач; верь, что всё, чего ты хочешь, может быть достигнуто при решимости и целеустремлённости.
Закрой своё сердце. На этом пути нам предстоит столкнуться с самыми разными тварями. И ты не должен пускать в своё сердце их отчаяние. Их страдания. Не давай себе сопереживать им. Ведь они тебе не станут.
Я увидел, что мне не следует унывать и отчаиваться, так как в самых тяжёлых горестях можно и должно найти утешение.
Может быть, Берен прав, и прав был Финрод: предпочесть память о мечте горечи бытия. Тень тени прекрасного — реальному страданию... Но разве сам государь Фелагунд поступил так, сменив блаженство Амана на дорогу во льдах и туманную надежду? Чего было больше в словах Финрода, сказанных старой женщине из Дома Беора — мудрости или собственной горькой тоски?