Однажды Диогена спросили:
— Что труднее всего на свете?
— Познать самого себя и скрывать свои мысли, — ответил он.
Однажды Диогена спросили:
— Что труднее всего на свете?
— Познать самого себя и скрывать свои мысли, — ответил он.
Ануширван сказал:
— Безделие возбуждает праздные мысли, а праздные мысли возбуждают беспокойство.
Аристотель дал Александру следующее письменное наставление:
«Будь осторожен в обращении со своими воинами, дабы они о тебе ничего плохого не думали. Ведь когда о ком-нибудь плохо думаешь, легко и сказать о нем плохо, а затем и плохо обойтись с ним».
Этим он хотел сказать, что следует хорошо обращаться с каждым.
Один мудрец сказал:
— Сорок лет подряд я прошу Бога об одном и том же, но он не выполнил мою просьбу.
Его спросили:
— В чем же заключается просьба, с которой ты обращаешься к богу и которую он не выполнил?
Он ответил:
— Я прошу только об одном — не думать о бесполезных для меня вещах.
Один мудрец сказал богачам:
— Клянусь именем Бога, что когда вы покинете сей мир, то ни к чему так не будете стремиться, как к тому, чтобы вернуться в него снова и творить добро, дабы удостоиться блаженства вечного и спасти себя от наказания. Так совершайте же благие дела сейчас, пока вы пребываете в мире сем, до того как вы покинете его и уже никогда не сможете вернуться снова.
Следующие шесть вещей непостоянны по своей природе: тень тучи, дружба глупца, женская любовь, чрезмерное богатство, деспотический правитель, ложная слава.
Удивительно устроен человек — он огорчается, когда теряет богатство и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни.
Некто, собиравший навоз, сказал:
— Поистине справедливо изречение Давида: «Человек в чести, если он неразумен, подобен скоту, которого ведут на заклание».*
Услышав это, один из богачей и говорит:
— Где же твоя честь и где твой разум, что тебя нельзя уподобить скоту? Ведь ты похож на него: все дни своей жизни проводишь среди овечьего помета.
На это он ему ответил:
— Моя честь заключается в том, что я кормлюсь трудом рук своих и к милости таких, как ты, не прибегаю.
Мудрец сказал:
— Большой порок юности — упрямство — приводит иногда в зрелые годы к большому достоинству — стойкости.
Одного ученого спросили:
— Кого можно считать бестолковым?
— Того, кто не умеет толком ни поругать, ни похвалить, — ответил он.
Один из братьев спросил отца Сисоиса:
— Что ты скажешь, святой отец, по поводу моего падения?
Старец ему ответил:
— Вставай!
Сказал ему брат:
— Много раз я падал и вставал* . Доколе же я буду падать и вставать?
— Пока тебя не настигнет смерть — то ли во время падения, то ли во время раскаяния, — ответил ему старец.