Мудрец сказал:
— Большой порок юности — упрямство — приводит иногда в зрелые годы к большому достоинству — стойкости.
Мудрец сказал:
— Большой порок юности — упрямство — приводит иногда в зрелые годы к большому достоинству — стойкости.
Один философ сказал:
— То, что скрываешь от врага, не сообщай и другу, ибо нет гарантии, что дружба будет длиться вечно.
Один скупой услышал, что в другом городе проживает человек, который скупее его. Желая в этом удостовериться, он направился в тот город, чтобы посмотреть на еще более скупого человека. Придя к нему в дом, он вежливо с ним поздоровался. Хозяин дома приветливо встретил гостя и пошел на базар, чтобы купить елея. Он хотел угостить приезжего хлебом с елеем.
Подойдя к лавке, он, услышал, как торговец расхваливает свой товар:
— У меня есть елей, прозрачный, как вода.
— А у меня дома стоит целый мех с водою, — сказал скупой.
И он стремглав побежал домой, наполнил кувшин водою, поставил его перед гостем и сказал:
— Я уходил, чтобы купить для тебя елей, но на базаре я заметил, что, желая похвалить елей, люди сравнивают его с водою. Значит, вода лучше елея, иначе бы его не сравнивали с водою. Поэтому я и угощаю тебя водою.
Услышав это, гость сказал:
— Поистине, в наше время нет более скупого человека, чем ты.
Бузурджмихр* сказал:
— Лучше временно унизиться, чтобы в конце концов победить, чем победить таким образом, что в конечном счете эта победа привела бы к постоянному унижению. Был же такой случай, когда некто вначале унизился, а затем, как тиран, властвовал над нами.
Один лекарь говаривал:
— Во врачевании возможны три больших преступления: назначение лекарства, убивающего организм, назначение лекарства, вызывающего бесплодие, и назначение лекарства, влекущего за собой выкидыш.
Жена Бузурджмихра задала своему мужу какой-то вопрос, на который он не смог ответить. Тогда она ему сказала:
— Ты ведь советник царя и получаешь большое жалованье, а не можешь ответить на мой вопрос!
На это он ей возразил:
— Я получаю жалованье за то, что я знаю, а не за то, чего не знаю. Если бы мне платили за то, чего я не знаю, то всех царских сокровищ не хватило бы, чтобы со мной расплатиться. Ибо то, что мне неведомо, неизмеримо больше того, что я знаю.
У одного врача спросили о действии слабительных средств.
Он ответил:
— Давая слабительные, я в потемках пускаю стрелу внутрь живота. Если она попадет в негодное и удалит его из организма, человек выздоровеет. Но если она пролетит мимо цели, то неизбежно попадет в здоровый орган, и человек заболеет еще сильнее.
Увидев философа, макавшего сухарь в воду и евшего его с наслаждением, некто удивился:
— Как можно есть с аппетитом такую пищу?
— А я приберег ее на тот случай, когда и сухарь кажется лакомством, — ответил философ.
Спросили Maрдавиджа:
— Какая разница между печалью и досадой?
Он ответил:
— Когда на человека обрушивается несчастье, он сильно печалится, когда же его постигает неприятность, он только досадует.
Некий книжник составил сочинение, в котором прославлялась скупость. Свое сочинение он преподнес известному своей скупостью правителю. Правитель этот прочел сочинение и велел передать его автору:
«Прекрасно написано! Но я тебе ничего не подарю за твой труд, дабы не нарушить твоих отличных и весьма поучительных советов. Если я бы поступил иначе, я опроверг бы все, что написано в этой книге».
Получив это послание, книжник отрекся от того, что собственноручно написал.
У одного из сыновей царя умерла служанка. И он так горевал, что даже по ночам ходил на ее могилу и плакал. Когда узнал об этом царь, он написал сыну:
«Как ты можешь надеяться, что я дам тебе власть над народом, если ты так горюешь, потеряв какую-то служанку».
На это царевич ответил:
— Я горюю не о потере денег, которые я заплатил за эту служанку, а о потере хорошего человека.