Мудрец сказал:
— Большой порок юности — упрямство — приводит иногда в зрелые годы к большому достоинству — стойкости.
Мудрец сказал:
— Большой порок юности — упрямство — приводит иногда в зрелые годы к большому достоинству — стойкости.
— Как ты опустился! Ты готов учиться у первого встречного! — упрекали одного философа.
— Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника, — ответил философ.
Один из властителей спросил у отшельника:
— Почему ты никогда не приходишь к нам?
Он ответил:
— Потому, что ты не обладаешь тем, что я хотел бы приобрести, а у меня, я полагаю, нет ничего такого, на что ты мог бы позариться.
Бузурджмихру же спросили:
— Каким неоценимым богатством люди пренебрегают?
Он ответил:
— Скромностью.
Некто сказал:
— Если ты претендуешь на вознаграждение, которое превышает твои заслуги, и тебе в нем отказано, — пеняй на себя, потому что ты запросил больше того, что тебе положено.
Один философ сказал:
— То, что скрываешь от врага, не сообщай и другу, ибо нет гарантии, что дружба будет длиться вечно.
Один скупой услышал, что в другом городе проживает человек, который скупее его. Желая в этом удостовериться, он направился в тот город, чтобы посмотреть на еще более скупого человека. Придя к нему в дом, он вежливо с ним поздоровался. Хозяин дома приветливо встретил гостя и пошел на базар, чтобы купить елея. Он хотел угостить приезжего хлебом с елеем.
Подойдя к лавке, он, услышал, как торговец расхваливает свой товар:
— У меня есть елей, прозрачный, как вода.
— А у меня дома стоит целый мех с водою, — сказал скупой.
И он стремглав побежал домой, наполнил кувшин водою, поставил его перед гостем и сказал:
— Я уходил, чтобы купить для тебя елей, но на базаре я заметил, что, желая похвалить елей, люди сравнивают его с водою. Значит, вода лучше елея, иначе бы его не сравнивали с водою. Поэтому я и угощаю тебя водою.
Услышав это, гость сказал:
— Поистине, в наше время нет более скупого человека, чем ты.
Бузурджмихр* сказал:
— Лучше временно унизиться, чтобы в конце концов победить, чем победить таким образом, что в конечном счете эта победа привела бы к постоянному унижению. Был же такой случай, когда некто вначале унизился, а затем, как тиран, властвовал над нами.
Один лекарь говаривал:
— Во врачевании возможны три больших преступления: назначение лекарства, убивающего организм, назначение лекарства, вызывающего бесплодие, и назначение лекарства, влекущего за собой выкидыш.
Жена Бузурджмихра задала своему мужу какой-то вопрос, на который он не смог ответить. Тогда она ему сказала:
— Ты ведь советник царя и получаешь большое жалованье, а не можешь ответить на мой вопрос!
На это он ей возразил:
— Я получаю жалованье за то, что я знаю, а не за то, чего не знаю. Если бы мне платили за то, чего я не знаю, то всех царских сокровищ не хватило бы, чтобы со мной расплатиться. Ибо то, что мне неведомо, неизмеримо больше того, что я знаю.
У одного врача спросили о действии слабительных средств.
Он ответил:
— Давая слабительные, я в потемках пускаю стрелу внутрь живота. Если она попадет в негодное и удалит его из организма, человек выздоровеет. Но если она пролетит мимо цели, то неизбежно попадет в здоровый орган, и человек заболеет еще сильнее.