Бертран Рассел. История западной философии

В эпоху средневековья мусульмане были более цивилизованными и гуманными, чем христиане. Христиане преследовали евреев, особенно во времена религиозного возбуждения: крестовые походы были связаны с ужасными погромами. Наоборот, в мусульманских странах евреи почти никогда не встречали дурного обращения. Здесь они внесли существенный вклад в развитие науки, особенно в мавританской Испании; в учении Маймонида (1135—1204), который родился в Кордове, некоторые усматривают источник многих положений философии Спинозы. Когда христиане отвоевали Испанию, они познакомились с наукой мавров – в значительной степени через посредство евреев. Образованные евреи, владевшие древнееврейским, греческим и арабским языками и знакомые с философией Аристотеля, передали свои познания менее образованным схоластам.

0.00

Другие цитаты по теме

В начале промышленной революции на фабриках наряду со взрослыми работали также и маленькие дети. Если они не умирали от тяжёлой работы и ужасных условий труда, они приносили в семью дополнительный доход. Однако с принятием фабричного закона детский труд на фабриках был запрещён, несмотря на протесты родителей. С этого момента дети из источника дохода превратились в обузу. Примерно в это же время появились противозачаточные средства и началось падение рождаемости.

— Что было в начале?

— В начале было СЛОВО.

— ... и было оно матерное. Слово породило ритм, ритм дал жизнь движению.

— Или вы слишком грамотны, чтоб ответить или «Господи, из каких бездн мне придётся вытаскивать их на свет просвещения!». Пока вы недостаточно грамотны, чтоб промолчать. Слово» Логос» имеет тридцать четыре гнезда значения. Пока отложим в сторону Евангелие от Иоанна. Мы же обратимся к истоку. То что знают все: «В начале сотворил Бог Небо и Землю. Земля была пуста, и сказал Бог: да будет свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил свет от тьмы» было позднее. То что люди не любят вспоминать звучит:» В начале была Тьма, и Тьма была повсюду, и всё было Тьма. Тьма вечна и неподвижна, мертва, но разумна, и Тьма способна произвести из себя жизнь.» Откуда это? ... и сотворил Бог света четыре Истока, четыре мощные стихии: Огонь, Воздух, Воду и Землю. И были положены эти стихии в основу мира... Богословские книги на первый взгляд кажутся иносказаниями, которые имеют смысловых значений гораздо больше, чем тридцать четыре толкования слова «Логос». Также весьма часто тексты книг напоминают простые, сильно упрощенные сказки для взрослых детей. Но я вам говорил о истории — и когда начинаешь сопоставлять прошедшие через века тексты и события настоящего. Понимаешь всё это было, не даром правило Сети тридцать четыре гласит:» Если что-то в мире происходит, значит это уже было. Без исключений!». Змей Уроборос кусает себя за собственный хвост.

И об истории христианского человечества нельзя судить по внешним делам, по человеческим грехам и страстям, искажающим образ христианства.

Каждая нация стремится в школьных учебниках истории лишь к самовосхвалению. Когда человек пишет автобиографию, ожидается, что он проявит определенную скромность; но когда нация пишет свою историю, то здесь нет пределов хвастовству и тщеславию.

Учить тому, как жить без уверенности и в то же время не быть парализованным нерешительностью, – это, пожалуй, главное, что может сделать философия в наш век для тех, кто занимается ею.

Семья достигла своего расцвета на заре цивилизации, с возникновением пастушеских и сельскохозяйственных общин. Для большинства членов общины применение, рабского труда было невозможно и поэтому самый простой способ получения рабочих рук состоял в том, чтобы родить их. Вот здесь-то и потребовалась помощь религии, которая объявила семью священной, чтобы поддержать власть отца над работающими детьми. Отсюда со временем родилась идея первородства, которая укрепляла власть главы племени или клана; отсюда же ведут своё происхождение и королевская власть, и аристократия, и даже идея божества, поскольку Зевс, например, был отцом богов и людей.

Перелистайте историю всех народов земли: везде религия превращает невинность в преступление, а преступление объявляет невинным.

Каждое общество подвержено двум противоположным опасностям: с одной стороны, опасности окостенения из-за слишком большой дисциплины и почтения к традиции, а с другой стороны, опасности разложения или подчинения иностранному завоеванию вследствие роста индивидуализма и личной независимости, которые делают невозможным сотрудничество.

Религия, имея своим источником страх, возвысила некоторые его проявления и заставила думать, что в них нет ничего позорного. Этим она оказала человечеству плохую услугу: всякий страх является злом.