Солярис (Solaris)

– Чёрт возьми… Я не сплю?

– Да.

– Как ты сюда попала? Как ты здесь оказалась?

– В каком смысле?

– Где, по-твоему, ты находишься? Как ты думаешь, где ты сейчас?

– Дома.

– И где этот дом?

– Там, где мы вместе с тобой живём.

– А ты помнишь, чтобы мы когда-нибудь были вместе? Ты хоть помнишь, где мы бывали вместе?

– У нас в квартире.

– Опиши её.

– В ней темно. Очень-очень темно. На стенах нет никаких картин, нигде нет никаких фотографий. Даже на холодильнике их нет. Сначала это казалось немного странным.

– А ты помнишь, где мы впервые увидели друг друга?

– Когда ехали в поезде?.. Крис… Я так рада тебя видеть… Я очень тебя люблю… А ты меня больше не любишь?

– Мне надо проверить, что с командой.

– Нет! Не надо! Не бросай меня, не уходи!

– Почему? Почему?.. Почему?

– Не знаю. Я не знаю.

– Всё хорошо, всё хорошо.

– Почему ты сидишь там? Можно я сяду рядом с тобой?

– Чёрт возьми… Я не сплю?

– Да.

– Как ты сюда попала? Как ты здесь оказалась?

– В каком смысле?

– Где, по-твоему, ты находишься? Как ты думаешь, где ты сейчас?

– Дома.

– И где этот дом?

– Там, где мы вместе с тобой живём.

– А ты помнишь, чтобы мы когда-нибудь были вместе? Ты хоть помнишь, где мы бывали вместе?

– У нас в квартире.

– Опиши её.

– В ней темно. Очень-очень темно. На стенах нет никаких картин, нигде нет никаких фотографий. Даже на холодильнике их нет. Сначала это казалось немного странным.

– А ты помнишь, где мы впервые увидели друг друга?

– Когда ехали в поезде?.. Крис… Я так рада тебя видеть… Я очень тебя люблю… А ты меня больше не любишь?

– Мне надо проверить, что с командой.

– Нет! Не надо! Не бросай меня, не уходи!

– Почему? Почему?.. Почему?

– Не знаю. Я не знаю.

– Всё хорошо, всё хорошо.

– Почему ты сидишь там? Можно я сяду рядом с тобой?

– Здрасьте.

– Я уже это испытал.

– Да, я знаю… Ты всё ещё над этим работаешь.

– А где твой посетитель?

– Я не знаю. Он куда-то исчез.

– А кто к тебе приходил?

– Мой брат… А кто была она?

– Моя жена.

– Она погибла?.. Я видел её имя.

– Она вернётся?

– А ты хочешь, чтобы вернулась?

– Не включай свет… Ты думаешь, я в твоём воображении?

– Но ты не Гибарян.

– Нет. Но всё равно я здесь.

– Ты вроде куклы.

– А ты разве нет? А, может, ты для меня кукла, как и все куклы, которые думают, что они люди. И вам просто кажется, что вы люди.

– Почему ты покончил с собой?

– Я решил, что моё время пришло. Я не думаю, что я ошибся.

– А как же твой сын?

– Это не мой сын. Мой сын на Земле. Как и твоя жена. Они остались на Земле.

– Ты не забыл, что Солярису от нас нужно?

– А почему ты думаешь, что он от нас чего-то хочет? Тебе лучше улететь отсюда. Если ты продолжаешь думать, что всему этому есть какое-то решение, значит ты погибнешь.

– Я не могу её бросить. Я сам разберусь.

– Ты понимаешь, что я пытаюсь тебе сказать? Ты не найдёшь ответов на свои вопросы. Никогда.

– Ты до сих пор считаешь, что человек был создан Богом? Это всё касается всех нас. Даже мир, в котором мы живём, — это мир человека. Он изобретает, создаёт.

– Нет, я говорю о высшей форме разума.

– Нет-нет. Давай остановимся на этом. Ты опять приписываешь человеку высшие качества. Ты описываешь характеристики человека, будто бы они и не человеческие. Вы согласны?

– Конечно.

– Хорошо, что мы поняли друг друга. Нужно признать, что нам нужно время, чтобы узнать Вселенную. Наше существование неизбежность, и в этом нет никакой тайны, как и существование деревьев или акул. Существуют математические теории, вот и всё.

– А как можно объяснить принцип, что из всех созданий на Земле только мы можем размышлять о жизни и смерти?

– Этого нельзя объяснить. Это происходит само по себе.

– Тогда, может быть, стоит на это поглядеть с точки зрения религии?

– Не стоит так углубляться.

– Почему ты убил себя?

– Тогда это казалось мне хорошей идеей. Теперь я понял, что ошибался.

– Кельвин, вы делаете ошибку, поддаваясь эмоциональному воздействию одного из них. Ею управляют и если бы она была страшной, вы бы не подпустили её к себе. Но она не страшная. Она всего лишь отражение вашего разума и вы её создаёте.

– Но она живая.

– Она не человек, постарайтесь это понять.

– А как же ваши посетители? Вы их тоже готовы уничтожить без всяких колебаний. Кто они? Где они? Они чувствуют? К ним можно прикоснуться? Они разговаривают?

– Мы попали в ситуацию, находящуюся за пределами морали. И всё-таки ваша жена мертва.

– Откуда вы знаете? И вы можете с такой уверенностью утверждать то, чего не знаете?

– Она копия, она просто подобие. И пытается здесь всё уничтожить. Вы просто больны. Мы ни в коем случае не возьмём её с собой.

– Разве ты не понимаешь, я пришла к тебе из твоей памяти. В том-то всё и дело. Я не настоящий человек и ты сам управляешь мной из своей памяти. Так что если ты думаешь, что что-то неправильно, то я заранее знаю, что мне делать. Я покончила с собой, поэтому ты и помнишь меня. И мой голос так звучит, потому, что ты его тоже помнишь.

– Я не верю, что всё наше прошлое было заранее предопределено. По-моему, мы можем выбирать, как нам жить. В тот день, когда я ушёл и ты сказала, что не сделаешь этого, я не слышал тебя потому, что был злой. Теперь у меня есть шанс исправить свою ошибку и ты должна мне в этом помочь.

– Но я на самом деле не Рэя.

– Я ничего не хочу знать. Я просто вижу тебя и всё.

– Я каждый раз слышу, как ты отшучиваешься.

– Да я знаю, знаю. Прости меня, для меня это очень не легко. Так что…

– Может, я делаю что-нибудь не так?

– Нет. Нет-нет-нет. Ты здесь ни при чём. Просто, понимаешь…

– Если ты всё время будешь отказывать, то через двадцать лет я тебя уже не буду об этом просить.

– А что, я буду уже старой?

И смерть не должна нас поглотить. Мертвецы не носят одежду, она им не нужна. Человек становится ветром и летит на луну, а его кости рассыпаются и разносятся ветром. Тогда можно будет пройтись по звёздам, признавая сумасшедшего святым. Но если прах мёртвых попадёт в море – они оживут. Влюблённые потеряют друг друга, но их любовь не исчезнет. И смерть не сможет нас поглотить.