Хольм ван Зайчик

Однажды Мy Да и Мэн Да пришли к Учителю, и Мy Да спросил: «Люди из царства Чy говорят, государство только и знает, что принуждает людей делать то, чего они не хотят, и потому оно враг всякому человеку. Так ли это?»

Учитель ответил: «Враг ли тело тем органам, которые в нем размещаются? Бывает, телу нужно бежать, и тогда легкие задыхаются, но враг ли тело легким? Бывает, телу нужно трудиться, и тогда сердце бьется до изнурения — но враг ли тело сердцу? Бывает, телу нужно защищаться, и тогда кулаки болят и кровоточат, но враг ли тело кулакам?»

«Тогда, стало быть, органы, которые плохо слушаются тела — его враги?» — спросил Мэн Да.

Учитель ответил: «Бывает, какой-то орган болеет так, что болеет все тело. Бывает, какой-то орган умирает, и вслед за ним умирает все тело. Однако ж и тогда — повернется ли у тебя язык назвать страдающий орган врагом?»

«Но Учитель, — сказал Мy Да, — тогда что такое «нужно»? Кто определяет, когда нужно бежать, когда трудиться и когда — защищаться?»

И Учитель ответил: «Жизнь. Счастлив тот, кто не умер и способен следовать ее велениям».

... На идеалах человеческая цивилизация стоит гораздо в большей степени и гораздо дольше, чем на идеях технического прогресса, глобализации и политкорректности. Сшибать палками бананы с дерев, то бишь пользоваться орудиями, можно научить и обезьяну, но только идеалы делают человека человеком. Выдернуть их из-под цивилизации — цивилизация рухнет. Останутся здания и механизмы, а человек — исчезнет.

Да, жизнь. И отпускать нельзя, и удерживать нельзя. Отпустишь — равнодушие. Не отпустишь — насилие. Или все наоборот: отпустишь — уважение, не отпустишь — любовь... Любовь. Любовь одновременно и исключает насилие, и дает право на него.