Лев Николаевич Толстой

Если человек серьёзен и искренен в поисках нравственности, то первое, от чего он должен отвернуться — это мясоедение... Вегетарианство считается критерием, по которому можно распознать, насколько серьёзно и истинно стремление человека к моральному совершенству.

8.00

Другие цитаты по теме

Я вот уже почти год не ем мяса и чувствую себя отлично. Думать, что мясо необходимо, — вздор. Это всего лишь мнение науки, а та всегда рада ухватиться за всякую нелепость. Полмира не ест мяса — и живет прекрасно.

Вегетарианство, провозглашенное еще в самые древние времена, долго лежало под спудом, но в наше время оно с каждым годом и часом захватывает все больше и больше людей, и скоро наступит время, когда одновременно кончатся: охота, вивисекция и, главное, убийство для удовлетворения вкуса.

Лицемерие людей, не могущих убивать животных, но не отказывающихся от употребления их в пищу, — велико и непростительно.

Вегетарианство, провозглашенное еще в самые древние времена, долго лежало под спудом, но в наше время оно с каждым годом и часом захватывает все больше и больше людей, и скоро наступит время, когда одновременно кончатся: охота, вивисекция и, главное, убийство для удовлетворения вкуса.

Убийство и поедание животных происходит, главное, оттого, что людей уверили в том, что животные предназначены Богом на пользование людям и что нет ничего дурного в убийстве животных. Но это неправда. В каких бы книгах ни было написано то, что не грех убивать животных, в сердцах всех нас написано яснее, чем в книгах, что животное надо жалеть так же, как и человека, и мы все знаем это, если не заглушаем в себе совести.

Убивая животных ради пропитания, человек подавляет в себе высшие духовные чувства — сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему, — и, переступая через себя, ожесточает свое сердце. Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Разница жизни христианских народов от всех других только в том, что в христианском мире закон любви был выражен так ясно и определенно, как он не был выражен ни в каком другом религиозном учении, и что люди христианского мира торжественно приняли этот закон и вместе с тем разрешили себе насилие и на насилии построили свою жизнь. И потому вся жизнь христианских народов есть сплошное противоречие между тем, что они исповедуют, и тем, на чем строят свою жизнь: противоречие между любовью, признанной законом жизни, и насилием, признаваемым даже необходимостью в разных видах, как власть правителей, суды и войска, признаваемым и восхваляемым.

Если бы дело было только в геях. Все больше появляется каких-то организаций, движений, которые требуют к себе особого внимания, навязывают свои правила, заявляют о себе, причем непременно со скандалом. Им нужно голышом ворваться в церковь или там залезть в окно мясного ресторана с плакатом: «Хватит уже есть себе подобных!». Никто же не притесняет вегетарианцев — ешьте, что хотите! Но среди них обязательно найдутся такие, которым мало просто сидеть и пережевывать траву, им обязательно надо упрекнуть остальных, что есть мясо — это аморально. Я отвечу тем же оружием, ребята, если вы так заботитесь о судьбе животных, зачем вы съедаете их корм?! В таком случае, ешьте те растения, которые животные не едят. Либо те, которые они уже съели... А что, кролик, между прочим, одно и тоже три раза ест, вот это я понимаю, забота о природе. Прежде, чем упрекать, надо доказать, что от вас есть какая-то польза. Я не знаю, соберитесь в субботу где-то в парке, разбейтесь на группы, одни пусть съедают всю амброзию, вторые тополиный пух, да вам аллергики в этом же парке поставят вот такой памятник! У вас одни разговоры: кушать свинину не гуманно, а жрать зародыши пшеницы — это просто верх благородства? Господа вегетарианцы, не надо строить из себя спасителей нашей планеты, на земле именно растения производят кислород — источник жизни, хватит эти растения поедать, нам с нашими свиньями нечем дышать.

Можно жениться только вследствие страсти, когда женитьба не противоречит нравственности и разуму. А по (одним) разумным соображениям нельзя жениться.