Вилем Завада. Земля и люди моего сердца

Другие цитаты по теме

Поэтическому ремеслу не учат ни в институтах, ни в академиях. Сама жизнь — школа и университет для поэта, а наглядные пособия — лучшие произведения всех времен и народов. Его наставники — прославленные мастера литературы и безымянные народные творцы песен, сказок, пословиц.

Природный талант сам по себе — это еще не все. Если не обогащают его чтение и учеба, постоянные контакты с людьми, сама жизнь, если не дисциплинирует его строгая системитическая работа, он быстро сходит на нет и пропадает.

Поэтический талант — сочетание многих качеств. Это и богатое воображение и глубина чувства, это и эмоциональная восприимчивость, и сила интеллекта, незаурядность характера и доброта, мастерство, нравственность, идейная убежденность художника и его гражданская активность.

Этот холм — богатей, воротила и туз -

Припеваючи жил и не дул себе в ус.

Этих мест старожил -

Все богатства урвал,

Лес его сторожил,

Охранял, прикрывал.

А дороги вдали и вблизи

Утопали в глубокой грязи.

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей,

Да после скучного обеда

Ко мне забредшего соседа,

Поймав нежданно за полу,

Душу трагедией в углу,

Или (но это кроме шуток),

Тоской и рифмами томим,

Бродя над озером моим,

Пугаю стадо диких уток:

Вняв пенью сладкозвучных строф,

Они слетают с берегов.

Напрасно вы в тени таились

Для мирных, счастливых друзей,

Стихи мои! Вы не сокрылись

От гневных зависти очей.

Уж бледный критик, ей в услугу,

Вопрос мне сделал роковой:

Зачем Русланову подругу,

Как бы на смех ее супругу,

Зову я девой и княжной7

Ты видишь, добрый мой читатель.

Тут злобы черную печать.

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной;

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был поэт!

Не только русская, но, вероятно, и мировая литература не знали ничего подобного болдинской осени Пушкина, если измерять не по количеству, конечно, а по глубине и значимости написанного на единицу творческого времени.

Кузнецов учил студентов думать, сопоставлять факты, учил внимательно читать и вчитываться в поэтические тексты. Я, со школьных лет знавший наизусть почти всего «Евгения Онегина», тем не менее, не заметил словечка «хоть» в следующих строчках:

Быть может он для блага мира

Иль ХОТЬ для славы был рожден.

Понять и осознать пушкинское отношение к славе я сумел только после того, как на это короткое словечко обратил мое внимание Юрий Кузнецов.

«Памятник» — манифест не творца небожителя, не гения-отшельника, а произведение глубоко личное, крик души затравленного Пушкина.