Эрих Фромм. Здоровое общество

Другие цитаты по теме

Современное общество состоит из «атомов» (если воспользоваться греческим эквивалентом слова «индивид») — мельчайших, отделенных друг от друга частиц, удерживаемых вместе эгоистическими интересами и необходимостью использовать друг друга.

Размышлять о смерти — значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения. И нет в жизни зла для того, кто постиг, что потерять жизнь — это не зло.

В каком царстве люди порабощены, в том царстве люди не храбры и к бою несмелы против недруга.

Совершенных роботов все-таки не бывает. Этим они похожи на людей.

Идея, согласно которой человек был создан по образу подобию божьему, ведёт не только к концепции равенства человека с Богом и даже свободы от Бога, она также ведёт к основному гуманистическому убеждению в том, что каждый человек несёт в себе все человеческое.

Никто не повинен в том, если родился рабом, но раб, который не только чуждается стремления к своей свободе, но приукрашивает и оправдывает своё рабство, есть внушающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.

Страсти — это его религия, его культ и его ритуал, а он вынужден скрывать их даже от себя самого, особенно, если он не получает поддержки группы. Ценой вымогательства и подкупа его могут заставить отказаться от своей «религии» и стать адептом нового культа — культа робота. Но такой психологический подход отбирает у человека его последнее достояние — способность быть не вещью, а человеком.

Поскольку угнетаемый молчит, люди полагают, что он не рассуждает и ничего не хочет.

... Цель человека — быть самим собой, а условие достижения этой цели — быть человеком для себя. Не самоотречение, не себялюбие, а любовь к себе; не отказ от индивидуального, а утверждение своего собственного человеческого я — вот истинные высшие ценности гуманистической этики. Чтобы формировать ценности и доверять им, человек должен знать самого себя, свою естественную способность делать добро.

Никакой человек не может быть средством для целей другого человека.