У одного мудреца спросили:
— Где предел твоего милосердия?
Он ответил:
— Как бы я ни был разгневан на человека, я всегда оставляю в своем сердце место для примирения с ним.
У одного мудреца спросили:
— Где предел твоего милосердия?
Он ответил:
— Как бы я ни был разгневан на человека, я всегда оставляю в своем сердце место для примирения с ним.
Царь Арташир* как-то заметил, что гнев владык должен проявляться в оказании милости и снисхождения тем, кто вызвал этот гнев, а не в том, чтобы отказывать им в самом необходимом.
В храме мудрости все годится и ничто не отвергается из того, что изощряет ум, просвещает нравы, утешает и отвлекает мысли от горя и недугов. В большом хозяйстве в ходу не только серебряные и золотые сосуды, но даже сосуды, сделанные из тыквы. И так же, как истинно учение апостолов о том, что постоянно следует просветлять свое сердце и изощрять свой разум, верно и то, что нет здесь ни одного малозначительного или глупого рассказа, из которого нельзя было бы извлечь пользу, добравшись до его смысла.
Однажды заболел известный богач. Но никто из знакомых не пришел его проведать. Удивившись, богач сказал своим приближенным:
— Странное дело, почему это ко мне никто не приходит?
Ему ответили:
— Потому, что все люди тебе задолжали и опасаются, что, представ перед тобой, напомнят о своем долге и ты потребуешь его немедленно вернуть.
Услышав это, богач сказал глашатаям:
— Идите по городу и всюду провозглашайте: такой-то и такой-то ставит всех в известность, что никто ему ничего не должен. Ни сейчас, при жизни, ни его детям — после его смерти.
Так в этот день он подарил людям множество денег.
Один мудрец сказал:
— Умный человек в поисках средств к жизни готов отправиться в дальние края, на все четыре стороны; глупый же ищет себе пропитание только в том месте, где отец его родил.
Один ученый сказал:
— Не критикуй никого за его глупость, ибо если ты так сделаешь, он, получив от тебя пользу как от друга, возненавидит тебя как врага.
Один книжник говаривал:
— Лучшая похвала — это та, что исходит от человека, которому ты ничего хорошего не сделал. И самое тяжкое оскорбление — это то, что исходит от человека, которому ты не сделал ничего плохого.
Врач сказал больному, который пришел к нему лечиться:
— Смотри, нас трое — я, ты и болезнь. Поэтому, если ты будешь на моей стороне, нам двоим будет легче одолеть ее. Но если ты перейдешь на ее сторону, я один буду не в состоянии одолеть вас обоих.
Этим он хотел сказать, что если больной не будет щадить свой организм, не будет соблюдать диеты, то такое поведение принесет ему вред и усилит болезнь.
У другого лекаря был сын — тупица, которому совсем не давалось учение. И сказала жена этого лекаря своему супругу:
— Как же так? Почему это твой родной сын совсем не в отца и ничего не соображает?
Он ответил:
— Способности не наследуются; душа-то у него своя, а не моя.
Одного старика упрекали в том, что он слишком щедро раздает милостыню. Он ответил:
— Как вы не можете понять, что человек, переезжающий в другое жилище, должен полностью очистить старое жилье!