Альбер Камю. Миф о Сизифе

Другие цитаты по теме

Солнца нет без тени, и необходимо познать ночь.

Человек сознателен ровно настолько, насколько не скрывает от себя своего страха.

В привязанности человека к миру есть нечто более сильное, чем все беды мира.

(В привя­занности человека к жизни есть нечто превосходящее все на свете невзгоды.)

Глубокие чувства подобны великим произведениям, смысл которых всегда шире высказанного в них осознанно.

То, что будет после смерти, не имеет значения, а сколько ещё долгих дней у того, кто умеет жить!

К концу жизни человек понимает, что провел столько лет лишь для того, чтобы удостовериться в одной-единственной истине. Если она очевидна, для жизни достаточно ее одной.

Будь я деревом или животным, жизнь обрела бы для меня смысл. Вернее, проблема смысла исчезла бы вовсе, так как я сделался бы частью этого мира. Я был бы этим миром, которому ныне противостою всем моим сознанием, моим требованием вольности. Ничтожный разум противопоставил меня всему сотворённому...

Спросив себя, а как можно судить, какой вопрос более настоятелен, чем другие, я отвечу: тот, который обязывает к действию. Мне неведомы случаи, когда бы шли на смерть ради онтологического доказательства. Галилей, обладавший весьма значительной научной истиной, легче легкого отрекся от нее, как только над его жизнью нависла угроза.

В известном смысле он поступил правильно. Истина его не стоила того, чтобы сгореть за нее на костре. Вращается ли Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли — все это глубоко безразлично. Сказать по правде, вопрос этот просто-напросто никчемный. Зато я вижу, как много людей умирает, придя к убеждению, что жизнь не стоит труда быть прожитой. Я вижу других людей, которые парадоксальным образом умирают за идеи или иллюзии, придававшие смысл их жизни (то, что называют смыслом жизни, есть одновременно великолепный смысл смерти). Следовательно, я прихожу к заключению, что смысл жизни и есть неотложнейший из вопросов.

Человек способен видеть и познавать лишь окружающие его стены.

Скука является результатом машинальной жизни, но она же приводит в движение сознание.