Когда вы смотрите на дерево или на луну, или на то, что вокруг вас, всегда используете слово — дерево, луна. Можете ли вы смотреть на дерево или луну не называя их, не используя слова, чтобы их выделить? Можете ли вы смотреть без слов, без смысла слов, не сопоставляя слово с предметом? Теперь, сможете ли вы посмотреть на свою жену, мужа, своих детей без слова «моя жена», без образа? О слове думают. Мысль рождена из памяти. Память мертва. Лишь из видения без слов — вы наблюдаете.
Джидду Кришнамурти
Вы вложили сердце, чувства в других, и когда они умирают или уезжают, чувствуете особое одиночество, пустоту; а в этой пустоте появляется жалость к самому себе, и снова вы грезите о ком-нибудь, кто заполнит пустоту. Вот что происходит во все дни нашей жизни.
Узнайте, что означает одиночество и не бегите от него. Смотрите на него, живите с ним, выясните его значение, чтобы ни психологически, ни внутренне ни от кого не зависеть.
И только тогда вы узнаете, что такое любовь.
Смотрели ли вы хоть раз по-настоящему кому-нибудь в глаза? Что происходит в этом случае?
В большинстве своем мы опасаемся смотреть прямо в глаза другому человеку; и люди сами не хотят, чтобы мы глядели на них таким образом, потому что их это пугает. Никто не хочет раскрыть себя; мы всегда держимся настороже; мы укрыты под различными слоями горя, страдания, желания, надежды; так что есть очень немного людей, способных смотреть вам прямо в глаза и улыбаться.
А улыбаться, быть счастливым, – очень важно; видите ли, без песни в сердце жизнь человека становится весьма тусклой. Можно ходить от одного храма к другому, от одного мужа или жены к другому мужу или к другой жене, можно найти какого-то нового учителя или гуру; однако при отсутствии этой внутренней радости жизнь имеет весьма мало смысла. И отыскать эту внутреннюю радость нелегко, потому что большинство из нас ощущает только поверхностное недовольство.
Подумайте об этом.
Образованию нет конца. Дело не в том, что вы прочитали книгу, сдали экзамен и закончили учебу точка вся жизнь, с момента рождения и до самой смерти, — это процесс обучения.
Не хватит никакого здоровья, чтобы приспособиться к этому глубоко больному обществу.