Эрих Фромм. Искусство любить

Другие цитаты по теме

Привлекательность обычно означает красивую упаковку свойств, которые популярны и искомы на личностном рынке.

Едва ли стоит удивляться, что в культуре, где превалирует рыночная ориентация и где материальный успех представляет выдающуюся ценность, человеческие любовные отношения следуют тем же образцам, которые управляют рынком.

Никакой человек не может быть средством для целей другого человека.

Если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то «я люблю тебя», я должен быть способен сказать «я люблю в тебе все», «люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя».

Равенство теперь означает скорее «единообразие», нежели «единство» . Это — единообразие людей, которые выполняют одинаковую работу, одинаково развлекаются, читают одни и те же газеты, одинаково чувствуют и одинаково думают.

Для существования человека особенно важен тот факт, что он ушёл из животного царства, из мира инстинктивной адаптации, перешёл границу природы — хотя он при этом никогда её не покидает; он — часть природы, но всё же однажды, оторвавшись от неё, он уже не может к ней вернуться.

То, что потребность скрыта, не значит, что она не существует.

Наиболее широко распространено неверное мнение, что давать — это значит отказаться от чего-то, стать лишённым чего-то, жертвовать. Именно так воспринимается акт давания человеком, чей характер не развился выше установки на получение, использование, накопление. Человек с «рыночной» психологией готов давать только в обмен на что-либо. Давать, ничего не получая взамен, это для него значит быть обманутым...

Для продуктивного характера с установкой на плодотворную деятельность давание имеет совершенно другое значение. Давание — это высшее проявление силы. В каждом акте давания я осуществляю свою силу, своё богатство, свою власть. Такое переживание высокой жизнеспособности и силы наполняет меня радостью.

В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя.

Рекламная формула, гласящая: «Не такое, как у других», сама по себе свидетельствует о жгучей потребности отличаться, тогда как на самом деле нет никаких отличий