Генри Нувен

Проблема современной жизни в том, что мы слишком заняты поисками самоутверждения в неподходящих местах, чтобы заметить, как нас благословляют. Часто люди говорят о нас хорошее, по мы отмахиваемся от них фразами вроде: «Да ладно, забудьте, да не стоило и говорить…», — и так далее. Эти слова обычно считаются проявлениями скромности, но на самом деле они свидетельствуют о том, что мы уклоняемся от благословения, которое дается нам. Мы слишком занятые люди, нам не до того, чтобы принимать благословения. Возможно, то, что люди так редко по-настоящему благословляют, — печальное следствие того, что людей, готовых и способных принять такое благословение, мало. Нам чрезвычайно сложно остановиться, прислушаться, обратить на кого-то внимание и вежливо принять то, что нам дают как благословение.

0.00

Другие цитаты по теме

В нашем мире хватает душевных страданий. Но часть из них порождена ошибочным представлением о том, что наше призвание — спасти друг друга от одиночества. Когда одиночество уводит нас от самих себя, мы, по сути, обречены на муку тягостных взаимоотношений, томительной дружбы и удушающих объятий. Ожидать, что отношения с кем-то из людей выведут нас туда, где нет боли и разделений и где мятущийся человеческий дух обретает покой, значит пребывать в мире грёз. Ни друг, ни любимый, ни муж, ни жена, ни церковная община или рабочий коллектив не смогут утолить глубинную жажду нашего сердца — жажду единения и целостности. Мы нагружаем людей своими ожиданиями (осознавая их лишь отчасти), тем самым мы только подавляем свободное изъявление любви и дружбы и пробуждаем в близких людях ощущение несостоятельности и несовершенства. Любовь и дружба не могут развиваться, если мы судорожно вцепляемся друг в друга.

Столкнувшись с границами других людей — «Извини, но я не могу сделать это для тебя» — ты ощущаешь себя отверженным. Ты не можешь согласиться с тем, что другие не в состоянии дать тебе все то, чего ты от них ждешь. А ты жаждешь безмерной любви, безграничного внимания и бесконечной отдачи. Частью ты так страдаешь из-за того, что никогда не определял границы собственной любви. Ты отдавал все, что от тебя хотели другие. Они просили еще — ты давал еще, пока не доходил до полного изнеможения и ощущения, что тебя просто использовали. Лишь установив собственные границы, ты сможешь признавать и уважать чужие и быть полностью за них благодарен.

В общении с теми, кого ты любишь, твои запросы все больше возрастают. В конце концов, они настолько подавляют дорогих тебе людей, что те вынуждены бежать от тебя, чтобы выжить.

Перед тобой стоит задача — научиться самому заботиться о тебе так, чтобы твои потребности оставались в твоих границах, а не захватывали тех, кого ты любишь. Любовь будет действительно обоюдной, когда каждый будет принадлежать себе в полной мере и сможет оставаться собой, отдавая себя другому. Значит, чтобы действеннее отдавать себя и в большей мере отвечать за свои нужды, тебе нужно устанавливать границы своей любви.

… Великий парадокс заключается именно в том, что, отпуская, мы получаем. Мы обретаем безопасность в непредсказуемые моменты риска. Тот же, кто пытается избежать всякого риска, кто старается гарантированно оградить свое сердце от ран, в конце концов оказывается в собственноручно созданном аду.

Время от времени нам встречаются нежные люди. Нежность — добродетель, которую довольно трудно встретить в обществе, восхищающимся грубостью и крепкостью. Нас поощряют добиваться цели, причем как можно быстрее, даже если при этом мы и страдаем в процессе. Ценятся успех, достижение и производительность. Цена этому слишком высока. В такой среде не остается места для нежности. Нежный тот, кто «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит..» (Матфея 12:20).

Нежный тот, кто внимателен к сильным и слабым сторонам других людей, кто наслаждается совместным бытием больше, чем достижением чего-либо. Нежный человек ходит с легкостью, смотрит с лаской, прикасается с благоговением. Нежный человек знает, что настоящий рост требует заботы, а не силы. В нашем грубом, а порой несгибаемом мире нежность может быть ярким напоминанием о присутствии Бога.