Фёдор Михайлович Достоевский. Записки из Мёртвого дома

Другие цитаты по теме

А чего не отдашь за свободу? Какой миллионщик, если б ему сдавили горло петлёй, не отдал бы всех своих миллионов за один глоток воздуха?

Боже мой! Да человеческое обращение может очеловечить даже такого, на котором давно уже потускнел образ божий.

Мне пришло раз на мысль, что если б захотели вполне раздавить, уничтожить человека, наказать его самым ужасным наказанием, так что самый страшный убийца содрогнулся бы от этого наказания и пугался его заранее, то стоило бы только придать работе характер совершенной, полнейшей бесполезности и бессмыслицы. Разумеется, такое наказание обратилось бы в пытку, в мщение и было бы бессмысленно, потому что не достигало бы никакой разумной цели. Но так как часть такой пытки, бессмыслицы, унижения и стыда есть непременно и во всякой вынужденной работе, то и каторжная работа несравненно мучительнее всякой вольной, именно тем, что вынужденная.

Сколько сил и таланту погибает у нас на Руси иногда почти даром, в неволе и тяжкой доле!

В русском характере столько положительности и трезвости взгляда, столько внутренней насмешки над первым собою…

Впрочем, вот я теперь силюсь подвести весь наш острог под разряды; но возможно ли это? Действительность бесконечно разнообразна сравнительно со всеми, даже и самыми хитрейшими, выводами отвлеченной мысли и не терпит резких и крупных развлечений. Действительность стремится к раздроблению.

Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее.

Да и вообще у нас, в русском обществе, самые лучшие манеры у тех, которые биты бывали.