Аллан Кардек. Книга духов

Вопрос: Как произошло то, что некоторые духи, в языке своём обнаруживающие собственное превосходство, очень серьёзным людям по поводу ада и чистилища ответили в согласии с обывательским о них понятием?

Ответ: Они говорят на языке, понятном тем, кто их спрашивает. Если эти люди слишком напичканы некоторыми идеями, духи не хотят слишком резко задевать их, чтобы не оскорбить их убеждений. Если бы какой-то дух без всяких ораторских предосторожностей сказал мусульманину что Магомет никакой не пророк, то он встретил бы весьма плохой приём.

Другие цитаты по теме

Вопрос: Какую пользу духу может принести воплощение в теле, которое умирает несколько дней после рождения?

Ответ: Сознание своего существования недостаточно развито ещё в этом существе; смерть не имеет для него особого значения; это служит, как мы уже говорили, испытанием для родителей.

Вопрос: Что думают о нас духи, окружающие нас и на нас смотрящие?

Ответ: Всякое бывает. Озорным духам весело, когда они устраивают вам мелкие проделки, в особенности если вы теряете из-за этого терпение. Духи же серьёзные жалеют вас в ваших невзгодах и стараются помочь вам.

Вопрос: Духи, имеющие влияние на явления природы, действуют ли сознательно, по собственной воле, или по инстинктивному и необдуманному побуждению?

Ответ: Одни — да, другие — нет. Сделаем сравнение: представь себе мириады животных, выдвигающих мало-помалу из моря целые острова и архипелаги. Думаешь ли ты, что в этом нет цели Провидения, и что это преобразование поверхности земного шара не нужно для общей гармонии? Совершают же это животные, стоящие на последних ступенях живых существ, удовлетворяя своим потребностям и не подозревая нисколько, что служат орудиями Бога. Точно так же и самые низшие духи полезны в мироздании; в то время как они только что приступают к жизни, — прежде чем осознают свои поступки и свою волю, они действуют уже на некоторые явления и бывают их бессознательными двигателями; сперва они бывают только исполнителями; позже, когда их разум разовьётся, они будут повелевать и управлять явлениями и морального мира. Так, всё в природе приносит пользу, всё связывается между собою.

Сомневаться в существовании Бога — значит отрицать, что всякое действие имеет свою причину, и допускать, что ничто могло создать что-нибудь.

Вопрос: Имеют ли эти разрушения какую-то полезность с точки зрения физической, несмотря на те беды, которые они вызывают?

Ответ: Да, иногда они изменяют состояние той или иной страны, но благо, которое из них следует, зачастую ощущается только будущими поколениями.

Вопрос: Почему жизнь часто прекращается в самом раннем возрасте?

Ответ: Непродолжительная жизнь ребёнка может быть для духа, воплощённом в нём, дополнением к существованию, прерванному преждевременно, и смерть его часто есть испытание или искупление для родителей.

Вопрос: Что делается с духом ребёнка, умершего в раннем возрасте?

Ответ: Он начинает новое существование.

Вопрос: Чем вызвано то, что те, кто предчувствуют свою смерть, обыкновенно страшатся её меньше остальных?

Ответ: Смерти страшится человек, но не дух; тот, кто предчувствует её, думает скорее как дух, чем как человек; он понимает, что она несёт ему освобождение, и он ждёт.

Вопрос: Так как есть различные разряды духов, то существует ли между ними иерархия власти, и подчиняются ли низшие духи высшим?

Ответ: Да, духи имеют власть одни над другими, соответствующую их превосходству, которая обнаруживается непреодолимым нравственным влиянием.

Вопрос: Низшие духи могут ли уклоняться от повиновения высшим?

Ответ: Я сказал: влияние их непреодолимо.

Вопрос: Предосудительно ли желать богатства, если желают его ради того, чтобы творить добро?

Ответ: Это желание, без сомнения, похвально, когда оно чисто; но всегда ли желание это на поверку оказывается бескорыстным и не скрывается ли за ним какая-то задняя мысль о собственной выгоде? Ведь самая первая персона, каковую обыкновенно желают облагодетельствовать, не есть ли зачастую мы сами?

Вопрос: Так как соединение духа с телом бывает полным только после рождения, то можно ли считать, что зародыш не имеет души?

Ответ: Дух, который должен одушевить его, существует некоторым образом вне его; следовательно, строго говоря, он не имеет души, потому что воплощение ещё не совершилось; но он связан с душой, которая должна его одушевить.